Человек прямоходящий оказался первым поваром - РИА Новости, 22.08.2011

Человек прямоходящий оказался первым поваром

© Иллюстрация РИА НовостиЭволюция человека
Эволюция человека
Человек прямоходящий Homo erectus - один из древних предков современных людей, живший примерно 1,9 миллиона лет назад - освоил азы кулинарии и мог приготовить мясо или другие продукты, что помогло ему и его потомкам использовать освободившееся время для "покорения" планеты.

МОСКВА, 22 авг - РИА Новости. Человек прямоходящий Homo erectus - один из древних предков современных людей, живший примерно 1,9 миллиона лет назад - освоил азы кулинарии и мог приготовить мясо или другие продукты, что помогло ему и его потомкам использовать освободившееся время для "покорения" планеты, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа ученых под руководством Криса Органа (Chris Organ) из Гарвардского университета решила выяснить, когда и как предки человека начали обрабатывать пищу перед тем, как съесть ее. Для этого они сравнивали предполагаемую массу тела представителей древних видов человека и размеры их челюстей и зубов.

Ученые исходили из того, что у современных приматов масса тела, размеры коренных зубов и время, которое они обычно тратят на поиск и поедание пищи, прямо связаны между собой. Чем крупнее обезьяна и чем больше у нее коренные зубы, тем больше времени она вынуждена тратить на утоление голода и жажды. Люди в таком случае должны были бы проводить около половины дня в поисках пищи - в реальности на это уходит примерно в 10 раз меньше времени.

Авторы статьи проверили, справедлива ли эта закономерность для предков современных людей и других высших приматов - в частности, ардипитеков (Ardipithecus), человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) и неандертальцев (Homo neanderthalensis). Размеры зубов самых древних приматов увеличивались вместе с размерами их тела, однако эта тенденция прерывается на одном из первых представителей рода Homo, ближайших предков человека, человеке прямоходящем.

Масса тела и рост человека умелого и его потомков значительно увеличилась, в то время как площадь поверхности коренных зубов и их размеры, напротив, уменьшились. Ученые связывают нарушение этой закономерности с "приручением" огня и появлением кулинарии: для пережевывания мягкой и богатой питательными веществами пищи не нужны большие зубы и мощные челюсти, в силу чего необходимость в них отпала.

По мнению авторов статьи, "поварское искусство", став конкурентным и эволюционным преимуществом человека прямоходящего, позволило ему не только значительно улучшить свой рацион, но и освободить время для поиска новых мест обитания.