Биологи насчитали у слепых рыб в подводных пещерах 47 часов в сутках - РИА Новости, 07.09.2011

Биологи насчитали у слепых рыб в подводных пещерах 47 часов в сутках

© Cristiano MoreiraУникальная пещерная рыба, "заново открытая" бразильскими биологами
Уникальная пещерная рыба, заново открытая бразильскими биологами
Слепые рыбы, обитающие в подземных пещерах, где никогда не бывает света, тоже имеют внутренние часы, которые не "сверяются" по Солнцу и отмеривают до 47 часов в одних рыбьих "сутках".

МОСКВА, 7 сен - РИА Новости. Слепые рыбы, обитающие в подземных пещерах, где никогда не бывает света, тоже имеют внутренние часы, которые не "сверяются" по Солнцу и отмеривают до 47 часов в одних рыбьих "сутках", сообщают авторы статьи, опубликованной в журнале PLoS Biology.

Большинство живых организмов имеют своеобразные внутренние часы, регулирующие суточные (циркадные) ритмы работы организма. Механизмы функционирования таких часов у разных видов отличаются, но, как правило, эти часы ежедневно синхронизируются со сменой дня и ночи с помощью рецепторов, реагирующих на солнечный свет.

Кристиано Бертолуччи (Cristiano Bertolucci) из университета Феррары (Италия) и его коллеги сравнили принципы работы биологических часов у "обычной" пресноводной рыбки данио рерио и Phreatichthys andruzzii, обитающих в подземных пещерах в Сомали. Эти слепые рыбы без чешуи, по оценкам ученых, развивались в условиях полного отсутствия солнечного света последние 2 миллиона лет.

Ученые использовали в качестве объектов исследования рыб, поскольку "сверка" внутренних часов у них происходит благодаря фоторецепторам в тканях тела, а не только через зрение, как у млекопитающих. В ходе экспериментов исследователи следили за физической активностью и "работой" генов, отвечающих за функционирование внутренних часов, поместив рыбок в условия периодической смены светлого и темного времени суток.

Через некоторое время суточные ритмы работы организма у данио рерио точно синхронизировались с условиями эксперимента, тогда как у Phreatichthys andruzzii этого не наблюдалось. При этом, когда ученые попробовали "сверять" внутренние часы рыб по времени приема пищи и месяц кормили их в одно и то же время, оба вида точно "настроились" на такой цикл.

Кроме того, выяснилось, что с помощью гормонов глюкокортикоидов можно "настроить" внутренние часы пещерной рыбы так, что один цикл, или рыбьи "сутки", в зависимости от температуры окружающей среды будет длиться до 43-47 часов.

Бертолуччи и его коллеги установили, что Phreatichthys andruzzii лишились способности "сверять" часы по Солнцу не из-за потери зрения, а из-за мутаций в двух генах, отвечающих за работу фоторецепторов в тканях тела. Биологи считают, что сомалийские рыбы могут стать важным модельным организмом для изучения эволюции внутренних часов и принципов их функционирования.