Астероиды подарили Земле ее золотые "запасы", считают ученые - РИА Новости, 08.09.2011

Астероиды подарили Земле ее золотые "запасы", считают ученые

© NASAАстероиды
Астероиды

МОСКВА, 8 сен - РИА Новости. Практически все залежи золота на Земле и других тяжелых металлов в земной коре и верхних слоях мантии оказались на поверхности планеты благодаря массированной астероидной "бомбардировке", которой планета подверглась после "застывания" ее ядра, заявляют британские геологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Наша работа показывает, что большая часть всех драгоценных металлов, играющих ключевую роль в промышленности и экономике мира, оказались на нашей планете по счастливой случайности, когда Земля столкнулась и поглотила около 20 эксатонн (10 в 18 степени тонн) астероидов", - заявил руководитель группы ученых Маттиас Виллболд (Matthias Willbold) из Бристольского университета (Великобритания).

Один из участников группы, Стивен Мурбат (Stephen Moorbath) из Оксфордского университета, обнаружил фрагменты древней мантии Земли в так называемом "зеленокаменном поясе" Гренландии в геологической формации Исуа (Isua). По оценкам ученых, возраст этих горных пород составляет 3,8 миллиарда лет. Как полагают исследователи, они "всплыли" на поверхность и застыли практически сразу после образования ядра Земли, еще до того, как астероиды начали "бомбардировку" нашей планеты.

Считается, что во время формирования Земли "тяжелые" элементы - железо, платина, золото и другие благородные металлы - "утонули" в мантии планеты и образовали твердое металлическое ядро. С другой стороны, в земной коре и в верхних слоях мантии этих элементов значительно больше, чем предсказывает теория зарождения планеты. Большинство ученых объясняет это тем, что крупные астероиды, бомбардировавшие поверхность Земли уже после формирования ядра, оставили на поверхности коры и мантии "налет" из золота и других тяжелых металлов.

Виллболд и его коллеги подтвердили "астероидное" происхождение запасов "тяжелых" элементов в земной коре, проанализировав содержание изотопов вольфрама-182 и вольфрама-184 в гренландских горных породах и в метеоритах-хондритах - "строительном материале" Солнечной системы.

Как правило, в земной мантии соотношение вольфрама-182 и вольфрама-184 выше, чем в метеоритах - на земле радиоактивный гафний-182 распадается в вольфрам-182, что не происходит в космосе из-за действия космических лучей. Соотношение этих изотопов вольфрама в современной земной коре гораздо ниже расчетных величин, что указывает на изменение состава мантии в прошлом.

Ученые выяснили, что образцы древних горных пород содержат на 13% больше вольфрама-182 по сравнению с "современными" горными породами. Кроме того, в них присутствует большое количество других "тяжелых" элементов, в частности осмия-187. По мнению ученых, это подтверждает "земное" происхождение данных образцов, так как осмия нет ни в хондритах, ни в прочих "космических" породах.

Как предполагают геологи, это объясняется тем, что хондриты с низким содержанием вольфрама-182 "разбавили" мантию ранней Земли. Помимо вольфрама-182, эти астероиды "покрыли" Землю залежами золота и других благородных металлов.