Ученые выяснили, как бактерия-паразит увеличивает плодовитость хозяев - РИА Новости, 21.10.2011

Ученые выяснили, как бактерия-паразит увеличивает плодовитость хозяев

Горацио Фридман (Horacio Frydman) и его коллеги из Бостонского университета обнаружили механизм, с помощью которого бактерия влияет на количество потомства, гарантируя себе дальнейшее распространение. Они установили, что у мушек Drosophila mauritiana вольбахия выбирает в качестве среды обитания репродуктивные органы зараженной самки.

МОСКВА, 20 окт - РИА Новости. Бактерия Wolbachia, паразитирующая на многих видах беспозвоночных, способна стимулировать производство клеток-"заготовок" для яйцеклеток и снижать их "смертность" - поэтому зараженная самка мушки-дрозофилы приносит в 3,5 раза больше потомства, чем здоровая, сообщают авторы статьи, опубликованной в журнале Science.

Бактерия Wolbachia (вольбахия) - внутриклеточный паразит, который поражает большинство видов насекомых и некоторых членистоногих. Вольбахия передается по материнской линии, от самки к ее потомству. Предыдущие исследования показали, что этот паразит способен значительно увеличивать плодовитость своих хозяев, а также влиять на пол будущего потомства: у некоторых видов, вмешиваясь в процесс деления еще не оплодотворенных яйцеклеток, бактерия превращает их в "полезных" для себя самок, а у других - просто убивает эмбрионы и личинки самцов.

Оказалось, что бактерия стимулирует производство клеток-"заготовок" для яйцеклеток и снижает их естественную смертность. У зараженных мушек стволовые клетки, из которых впоследствии образуются яйцеклетки, делились в среднем в два раза чаще, чем у здоровых. Кроме того, вольбахия блокирует апоптоз, программируемую смерть клеток-"заготовок" - у зараженных дрозофил гибло в среднем в два раза меньше таких клеток.

"Многие беспозвоночные, которые заражены этими бактериями, выступают либо переносчиками (например, малярийные комары), либо возбудителями (нематоды-нитчатки) опасных инфекционных заболеваний человека. Через понимание взаимодействия вольбахии и ее хозяев можно выйти на новые инструменты борьбы с этими заболеваниями и их распространением", - говорится в статье.

Многие паразиты и патогенные микроорганизмы управляют поведением своих жертв в собственных интересах. Так, грибок Ophiocordyceps "зомбирует" муравьев-древоточцев, вынуждая их прикрепляться к хорошо освещенным листьям, что помогает грибку расти и размножаться. Вирус-паразит LdMNPV "вставляет" в геном гусениц непарного шелкопряда ген, который отключает способность к линьке и заставляет личинку взбираться вверх - умирая, гусеница "распыляет" вирус над здоровыми шелкопрядами в нижних частях кроны дерева. Основным средством "доставки" вируса бешенства, поражающего нервную систему животных и человека, является слюна - поэтому вирус повышает агрессивность своей жертвы и вызывает у нее повышенное слюноотделение.