Телескоп "Ферми" нашел представителя редкого класса двойных звезд - РИА Новости, 12.01.2012

Телескоп "Ферми" нашел представителя редкого класса двойных звезд

© NASAОрбитальный гамма-телескоп "Ферми"
Орбитальный гамма-телескоп Ферми
Орбитальная обсерватория "Ферми" нашла третью подтвержденную гамма-двойную звезду - этот представитель редчайшего класса небесных тел расположен на стыке созвездий Киля и Паруса и удален от нас на расстояние 22,8 тысячи световых лет.

МОСКВА, 12 янв - РИА Новости. Орбитальная обсерватория "Ферми" нашла третью подтвержденную гамма-двойную звезду - этот представитель редчайшего класса небесных тел расположен на стыке созвездий Киля и Паруса и удален от нас на расстояние 22,8 тысячи световых лет, заявляют астрофизики в статье, опубликованной в журнале Science.

Основной особенностью гамма-двойных звезд считается то, что их излучение в гамма-диапазоне зарождается не само по себе, а благодаря взаимодействию между компонентами системы. Как правило, одна из половинок системы является обычной звездой, а другая - черной дырой или пульсаром.

В первом случае черная дыра поглощает материю звезды и испускает часть энергии в виде гамма-лучей, а во втором - пульсар "разгоняет" гамма-излучение своего компаньона. На сегодня существует лишь два подтвержденных кандидата в такие звезды - LS 5039 и LS I+61 303, природа которых пока вызывает сомнения у некоторых астрофизиков.

Робин Корбет (Robin Corbet) из университета штата Мэрилэнд в городе Балтимор (США) и его коллеги из коллаборации LAT обнаружили третью гамма-двойную систему, которая получила кодовое название 1FGL J1018.6-5856, проследив за периодическими всплесками гамма-источников. Последние обнаружил гамма-телескопом "Ферми" за все время своей работы.

Гамма-телескоп "Ферми" был запущен на орбиту 11 июня 2008 года под именем GLAST и в августе был переименован в честь физика Энрико Ферми, одного из участников Манхэттенского проекта и основоположника физики высоких энергий. За это время телескоп успел обнаружить свыше 1,45 тысячи гамма-источников.

Как отмечают Корбет и его коллеги, большая часть из них не имеет дополнительных компонентов в других диапазонах, что делает их хорошими кандидатами на роль гамма-двойных звезд. Для каждого "подозрительного" источника ученые подготовили кривые блеска - колебания в свечении звезды во время наблюдения - и сравнили их с гипотетическими флуктуациями в излучении двойной звезды.

Один из таких источников - 1FGL J1018.6-5856 - продемонстрировал все признаки гамма-двойной звезды. Он изменяет свою яркость с периодом колебаний длиной в 17 неполных дней, и гамма-часть его спектра по своему рисунку совпадает с гипотетическим излучением гамма-двойной системы.

Ученые проверили свои выводы, изучив этот участок космоса при помощи рентгеновского телескопа XRT на борту зонда Swift. Новые снимки указали на существование относительно слабого рентгеновского источника в этой области. Предположения Корбета и его коллег подтвердились - пик активности гамма-источника совпадал с временем максимальной активности в рентгеновском диапазоне.

Убедившись в существовании двойной системы, астрофизики попытались выяснить ее природу. Оптический спектр излучения 1FGL J1018.6-5856 указывает на то, что обычное светило в этом "дуэте" принадлежит к числу голубых гигантов класса О6V.

Второй компонент системы, по всей видимости, является быстро вращающимся пульсаром, однако по ряду признаков нельзя исключать и вариант с небольшой черной дырой.