Сверхмассивные черные дыры прекращают работу "звездных яслей" - РИА Новости, 25.01.2012

Сверхмассивные черные дыры прекращают работу "звездных яслей"

© ESO, APEX (MPIfR/ESO/OSO), A. Weiss et al., NASA Spitzer Science CenterАктивнейшие галактики ранней Вселенной глазами телескопов APEX, VLT и “Спитцер”
Активнейшие галактики ранней Вселенной глазами телескопов APEX, VLT и “Спитцер”
Сверхактивные галактики, в которых протекали процессы интенсивного звездообразования во время юности Вселенной, превратились в инертные эллиптические "звездные мегаполисы" благодаря появлению в них сверхмассивных черных дыр, которые подавили работу "звездных ясель", заявляют европейские и американские астрономы/

МОСКВА, 25 янв - РИА Новости. Сверхактивные галактики, в которых протекали процессы интенсивного звездообразования во время юности Вселенной, превратились в инертные эллиптические "звездные мегаполисы" благодаря появлению в них сверхмассивных черных дыр, которые подавили работу "звездных ясель", заявляют европейские и американские астрономы в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"Мы знаем, что массивные эллиптические галактики внезапно перестали производить новые звезды в далеком прошлом. Ученые все время задумываются над тем, что же могло обладать достаточной мощностью для прекращения вспышки образования звезд в таких скоплениях", - поясняет участница группы астрономов Джули Уордлоу (Julie Wardlow) из университета штата Калифорния в городе Ирвин (США).

Группа астрономов под руководством Райана Хайкокса (Ryan Hickox) из Даремского университета (Великобритания) обнаружила взаимосвязь между гигантскими эллиптическими галактиками современности и сверхактивными галактиками-"фабриками звезд", сопоставив снимки, полученные радиотелескопом APEX, оптическим VLT, а также орбитальной обсерваторией "Спитцер".

Наблюдения показали, что век сверхактивных галактик относительно недолог с астрономической точки зрения - процессы активного звездообразования редко длились больше 100 миллионов лет. Тем не менее, за это время количество звезд в таких галактиках удваивалось. Ученые предположили, что их "останки" постепенно превратились в современные эллиптические галактики.

Для подтверждения гипотезы астрономы вычислили массу гало - кольца из темной материи, окружающей видимую часть активных галактик в ранней Вселенной. Считается, что огромная масса гало не дает звездам и другим объектам покинуть галактику. Хайкокс и его коллеги использовали полученные данные для моделирования развития этих галактик. Выяснилось, что через некоторое время такие скопления начинают напоминать гигантские эллиптические галактики.

Согласно расчетам, одной из самых вероятных причин преждевременного увядания подобных галактик были квазары - сверхмассивные черные дыры в их центре. Как правило, наиболее активные "звездные ясли" находятся в центре "звездного мегаполиса", в непосредственной близости от черной дыры.

Квазар поглощал большое количество газа и материи из регионов звездообразования и преобразовал часть "съеденной" материи в излучение, которое выбрасывало газ из регионов звездообразования. В конечном итоге этот процесс привел к разорению "звездных яслей" и их последующей остановке.

"Одним словом, дни славы таких галактик были одновременно и первым предвестником их упадка - этот процесс кормит черную дыру в центре таких скоплений, которая быстро выдувает весь газ из "звездных яслей" или просто разрушает их", - заключает Дейвид Александер (David Alexander) из Даремского университета (Великобритания).