РФ нужна элементная база для борьбы с контрафактом, считает Рогозин - РИА Новости, 31.01.2012

РФ нужна элементная база для борьбы с контрафактом, считает Рогозин

ВОРОНЕЖ, 31 янв - РИА Новости. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин считает необходимым развивать в РФ собственное производство элементной базы для предотвращения попадания контрафактной продукции на российские космические аппараты.

"Проблема контрафакта - мировая, с ней сталкиваются, в частности, в НАСА, где также встречаются с микросхемами, которые практически невозможно отличить от настоящих", - сказал Рогозин журналистам в ходе рабочей поездки в Воронеж.

По его словам, в этой ситуации есть один выход - создание в России собственной элементной базы. Она должна быть российской и с точки зрения надежности, и из-за того, что будет кому ответить за брак, отметил он.

Вторая причина, которая является побудительным мотивом к созданию своей элементной базы - кибербезопасность с точки зрения обороны. В НАТО уже разворачивается соответствующая программа, которая закрыта для России, в США создано специальное киберкомандование, где отрабатываются действия не только по открытым сетям, в частности, по противодействию вирусам, но и закладки специальных программ в оборудование, в элементную базу.

В этой связи вице-премьер привел пример, который, по его словам, "вызвал аллергию у компании Siemens, которая выступала поставщиком оборудования для АЭС в Бушере". По словам Рогозина, в него изначально была заложена электронная бомба - вирус под названием "Стакснет". Он мог привести к самопроизвольной раскрутке центрифуг, при том, что на показаниях приборов "все было бы прекрасно".

"Вполне вероятно, что если Россия будет зависеть от поставок пусть даже не контрафактной продукции, никто не даст гарантию, что в ней нет таких закладок", - отметил Рогозин. Последние аварии в космосе, по словам Рогозина, еще раз показали, что это - системная проблема, а не Роскосмоса, и ее надо решать общими усилиями. И она будет решена, уверен он.

Глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин, докладывая об итогах работы Межведомственной комиссии по расследованию причин аварии автоматической межпланетной станции "Фобос-Грунт" ранее во вторник заявил в Воронеже, что авария произошла из-за воздействия тяжелых заряженных веществ космоса на, возможно, контрафактные микросхемы.

Ранее источник в ракетно-космической отрасли заявлял РИА Новости, что при создании станции "Фобос-Грунт" могли использоваться некондиционные контрафактные компоненты, и не исключено, что именно они могли послужить причиной аварии станции.

По его словам, в Китае возникла целая индустрия по подделке таких дорогостоящих деталей: покупается старое оборудование, разбирается, с него смывается маркировка, наносятся данные по новой спецификации и затем продается. В космической технике должны использоваться электронные компоненты со спецификацией "космос", которые проходят соответствующие очень жесткие испытания и проверки на "выживаемость" в условиях космоса. При этом компоненты со спецификацией "милитари" и "космос" находятся под контролем США, и в Россию такое оборудование не поставляется.

Поэтому российские предприятия вынуждены закупать эту микроэлектронику в Юго-Восточной Азии.

Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт" - первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, - была запущена в ночь на 9 ноября. Маршевая двигательная установка станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. "Фобос-Грунт" остался на околоземной орбите, и 15 января обломки зонда упали на Землю в Тихом океане. Стоимость всей миссии "Фобос-Грунт" оценивалась в 5 миллиардов рублей, из которых цена самого космического аппарата составила 1,2 миллиарда рублей.