Извержение супервулкана можно предсказать по составу кристаллов магмы - РИА Новости, 01.02.2012

Извержение супервулкана можно предсказать по составу кристаллов магмы

МОСКВА, 1 фев - РИА Новости. Темпы накопления раскаленной магмы и время следующего взрывообразного извержения гигантских супервулканов можно предсказывать по скорости изменения химического состава кристаллов в застывших породах в непосредственной близости от кальдеры - воронки от предыдущего всплеска активности этого очага вулканизма, заявляют европейские и сингапурские геологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Апокалипсис бронзового века

Супервулканы представляют собой гигантские полости под земной поверхностью, непрерывно заполняющиеся поступающей из недр Земли магмой. Создающееся давление способно вызывать извержение, мощность которого в десятки тысяч раз превышает любое из известных современных вулканических извержений. На поверхности Земли присутствие супервулканов определяется по кальдерам - гигантским кратерам, возникающим в результате проседания магматического очага.

Группа ученых под руководством Тимоти Друитта (Timothy Druitt) из университета Клермона в городе Клермон-Ферран (Франция) разработала методику предсказания извержений супервулканов, изучив геологическую историю катастрофы на греческом острове Санторин в 1628 году до нашей эры.

До извержения вулкана современный архипелаг из нескольких островов представлял собой единый клочок суши. Катастрофическое извержение разрушило середину острова и оставило на его месте выемку объемом в 133 кубических километров, которая была заполнена водой Эгейского моря. Разрушение острова вызвало цепочку других природных катаклизмов - цунами, "бомбардировку" окружающих территорий обломками и вулканическим пеплом, которые нанесли смертельный удар по критско-минойской цивилизации.

Вещие кристалы

Друитт и его коллеги заметили, что микропримеси титана, магния и ряда других металлов распределены неравномерно внутри кристаллов, которые образовались внутри пород еще до извержения 1628 года до нашей эры.

По словам исследователей, это связано с тем, что данные вещества распространяются по расплаву пород в магматической камере под жерлом вулкана при помощи диффузии - медленного движения атомов в жидкости из зон высокой концентрации в участки с низким содержанием. Как правило, инородные элементы проникают в толщу магмы очень медленно - к примеру, атомы магния преодолевают лишь 10 микрометров (миллионных долей метра) за год.

Эта особенность химического состава кристаллов в вулканических горных породах позволяет определять время и место появления новой порции магмы в "бассейне" под жерлом вулкана, которая обычно и является причиной катастрофических извержений супервулканов.

Авторы статьи использовали такую методику для восстановления хода событий, приведших к извержению супервулкана на острове Санторин. Оказалось, что спящий вулкан в центре острова превратился в часовую бомбу буквально за 100 лет. За это время в магматическую камеру вулкана поступило несколько новых порций горячего расплава, которые смешивались с более холодными массами местной магмы.

Появление дополнительной массы в камере привело к тому, что остров буквально "раздулся" и в конечном итоге, взорвался.

Как полагают ученые, их методика может быть использована для диагностики состояния Йеллоустонского супервулкана, извержение которого должно состояться, по оценкам Геологической службы США (USGS), в ближайшие 90 тысяч лет. Практически молниеносная по геологическим меркам "накачка" и взрыв супервулкана на острове Санторин подчеркивают необходимость слежения за такими вулканами, заключают исследователи.