Восприятие слова зависит от расположения его букв на клавиатуре - РИА Новости, 07.03.2012

Восприятие слова зависит от расположения его букв на клавиатуре

"В целом, значения слов, в которых больше букв были расположены на правой стороне клавиатуры, оценивались более положительно, чем слова, в которых большая часть букв была слева", - пишут ученые.

МОСКВА, 7 мар - РИА Новости. Эмоциональное восприятие слов зависит от того, справа или слева расположены буквы этого слова на компьютерной клавиатуре; "правые" слова люди оценивают как более позитивные, а "левые" - как негативные, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Psychonomic Bulletin & Review.

Авторы исследования - Кайл Джасмин (Kyle Jasmin) из Университетского колледжа Лондона и его коллеги - поставили перед собой задачу выяснить, как влияет широкое распространение компьютерных каналов коммуникации и, в частности, использование стандартной клавиатуры QWERTY на восприятие слов и их значений.

"Миллионы людей используют клавиатуры для общения... Для многих людей язык - это значит "печатать" и "читать" почти в той же степени, что "говорить" и "слушать", - пишут ученые.

Они решили исследовать, как влияет сам процесс набор слова на их значения. Для этого ученые провели серию из трех экспериментов. В ходе первого из них они попросили испытуемых оценить по специальной шкале эмоции от слов. Для этого были взяты несколько тысяч слов на трех языках - английском, испанском и голландском. Всего в эксперименте участвовали 132 человека, чьим родным языком был голландский, 14 из них были левшами.

Они подчеркивают, что этот эффект прослеживался даже с учетом влияния языка, длины слов и лево- и праворукости испытуемых.

Во втором эксперименте ученые проверяли гипотезу, что QWERTY-эффект больше сказывается на относительно новых словах. Испытуемые должны были ранжировать по шкале эмоциональной оценки английские слова, часть из которых появилась в языке уже после появления стандартных клавиатур. Как оказалось, на новых словах эффект сказывался сильнее, чем на старых.

Третий эксперимент был призван обнаружить "клавиатурный эффект" при восприятии слов бессмысленных псевдослов, сгенерированных компьютерной программой. Этот тест вновь подтвердил гипотезу: "правые" слова оценивались как более позитивные.

"В среднем слова, включающие больше букв на правой стороне клавиатуры, оцениваются как более положительные с эмоциональной точки зрения, чем слова, состоящие в основном из букв на левой стороне. Это остается верным даже тогда, когда человек, оценивающий слова, не печатает их. Этот эффект прослеживается для трех языков - английского, испанского и голландского, а также для псевдослов", - пишут ученые.

Они полагают, что этот эффект связан с тем, что на стандартной QWERTY-клавиатуре слева букв больше, чем справа, поэтому правые слова печатать легче, что может вести к позитивным эмоциям.