Часть генома гориллы ближе к человеку, чем к шимпанзе, выяснили ученые - РИА Новости, 07.03.2012

Часть генома гориллы ближе к человеку, чем к шимпанзе, выяснили ученые

© www.livt.netАфриканская горная горилла
Африканская горная горилла

МОСКВА, 7 мар - РИА Новости. Генетики завершили полную расшифровку генома гориллы и выяснили, что примерно 15% генов гориллы ближе к их человеческим аналогам, чем к тем, которые содержатся в ДНК шимпанзе, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Сравнительная генеалогия

Гориллы считаются самым близким родственником человека после шимпанзе. На сегодняшний день ученые выделяют западных (Gorilla gorilla) и восточных горилл (Gorilla beringei), обитающих в обособленных популяциях в соответствующих районах экваториальной Африки. Западные приматы делятся на два подвида - западных равнинных горилл (Gorilla gorilla gorilla) и речных горилл (Gorilla gorilla diehli). Восточная группировка включает в себя горилл Берингера (Gorilla beringei beringei) и восточных равнинных горилл (Gorilla beringei graueri).

Группа биологов под руководством Ричарда Дарбина (Richard Durbin) из института Сангера в городе Хинкстон (Великобритания) расшифровала и проанализировала полный геном западной равнинной гориллы, а затем сравнила его с геномами человека и шимпанзе.

В своей работе Дарбин и его коллеги использовали образцы ДНК, полученные от самки по кличке Камила, обитающей в зоопарке американского города Сан-Диего. Кроме того, биологи изучили старые образцы, которые были извлечены из тканей двух других обезьян из западной популяции и одной восточной равнинной гориллы.

По словам генетиков, полный геном гориллы состоит из 3 миллиардов нуклеотидов - индивидуальных "кирпичиков" ДНК. В нем содержится почти 21 тысяча генов, кодирующих белки, и около 6,7 тысячи участков, содержащих "инструкции" для сборки информационных РНК.

Эволюция родственников человека

После расшифровки генома исследователи сравнили его структуру с устройством геномов других высших приматов - человека, обычного шимпанзе (Pan troglodytes), орангутана (Pongo abelii), а также макаки-резус (Macaca mulatta). Это позволило ученым составить карту сходств и различий в геномах ближайших родственников человека и оценить время разделения их предков.

К удивлению биологов, геномы человека и гориллы содержали в себе значительное число похожих участков - примерно 15% от общей длины генома, которые сильно отличались от аналогичных им в ДНК шимпанзе. Кроме того, аналогичное число генов роднит горилл и шимпанзе и отдаляет их от человека.

Как отмечают биологи, в геномах всех трех приматов быстрее всего эволюционировали гены, отвечающие за работу слухового аппарата, других органов чувств и управляющие развитием мозга зародыша и младенцев.

"Мы обнаружили, что многие гены горилл развивались параллельно их человеческим аналогам, в том числе, и участки, отвечающие за слух. Многие ученые считают, что быстрая эволюция человеческого слуха связана с развитием членораздельной речи. Наша работа бросает тень сомнения на это предположения, так как эти гены менялись с одинаковой скоростью как у человека, так и у горилл", - пояснил один из участников группы Крис Тайлер-Смит (Chris Tyler-Smith) из института Сангера.

По расчетам Дарбина и его коллег, предки человека и горилл разделились примерно 10 миллионов лет назад, а человека и шимпанзе - 6 миллионов лет назад, что в целом соответствует тому времени, на которое указывает палеонтология.

Разделение западных и восточных горилл произошло примерно 1,75 миллиона лет назад, и оно затянулось на очень долгое время. Как считают биологи, этот процесс аналогичен тому, как отделились друг от друга шимпанзе и их карликовые "кузены"-бонобо, а также предки современных людей и неандертальцев.