Рейтинг@Mail.ru
К МКС состоится запуск космического еврогрузовика ATV-3 Edoardo Amaldi - РИА Новости, 23.03.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

К МКС состоится запуск космического еврогрузовика ATV-3 Edoardo Amaldi

© Фото : ESAДоставка европейского грузового космического корабля ATV-3 "Эдоардо Амальди" на космодром Куру во французской Гвиане
Доставка европейского грузового космического корабля ATV-3 Эдоардо Амальди на космодром Куру во французской Гвиане
Читать ria.ru в
Запуск ракеты-носителя Ariane-5 c европейским грузовым космическим кораблем ATV-3 Edoardo Amaldi ("Эдоардо Амальди") к Международной космической станции (МКС) назначен на утро пятницы с космодрома Куру во Французской Гвиане, сообщил РИА Новости представитель Европейского космического агентства (ЕКА).

МОСКВА, 23 мар - РИА Новости. Запуск ракеты-носителя Ariane-5 c европейским грузовым космическим кораблем ATV-3 Edoardo Amaldi ("Эдоардо Амальди") к Международной космической станции (МКС) назначен на утро пятницы с космодрома Куру во Французской Гвиане, сообщил РИА Новости представитель Европейского космического агентства (ЕКА).

"Запуск назначен в 08.34 мск", - сказал собеседник агентства.

ATV (Automated Transfer Vehicle) - автоматический грузовой космический корабль, предназначенный для доставки топлива, научного оборудования, продуктов, воздуха и воды на Международную космическую станцию. Кроме того, с помощью двигателей ATV осуществляется коррекция орбиты МКС. Как ожидается, аппарат доставит на МКС 6,59 тонны груза - топливо, воду, кислород, продукты и другие грузы. Всего он проведет на орбите 171 день.

Космический склад и межорбитальный буксир

Как говорится в материалах ЕКА, ATV-3 будет играть важнейшую роль в своевременном логистическом обеспечении МКС. Он не только доставит грузы на борт, но и в течение почти полугода будет складским помещением и "межорбитальным буксиром". Также ATV-3 доставит на борт значительное количество сухого груза.

"Эдоардо Амальди" обладает наибольшей грузоподъемностью из всех кораблей посещения МКС. ATV-3 - единственный аппарат, кроме российского "Прогресса", способный осуществлять функции дозаправки, ориентации и регулярной коррекции орбиты станции. Кроме того, в случае угрозы столкновения с космическим мусором он может выполнять маневр уклонения.

Корабль способен самостоятельно осуществлять навигацию и автоматическую стыковку с МКС.

На МКС "Эдоардо Амальди" встретит астронавт ЕКА Андрэ Кауперс, на которого возложены основные функции контроля операций сближения и стыковки.

Как и его предшественник, ATV-2 "Иоганн Кеплер", ATV-3 доставит для экипажа продукты питания, воду, кислород, а также экспериментальное оборудование и средства обслуживания. Возможно, самый ценный компонент груза ATV-3 - это блок перекачки жидкости (FCPA), важнейшая часть системы переработки урины в питьевую воду. В данный момент на станции находится только один блок FCPA. В случае его отказа астронавты будут некоторое время обеспечены водой, но использование станции на полную мощность станет невозможным.

Как он устроен

ATV-3 состоит из трех главных отсеков: агрегатный отсек (здесь находятся четыре главных двигателя и 20 малых двигателей, отвечающих за ориентацию), приборный отсек (где размещается большая часть электроники, необходимой для выполнения задач полета), комбинированный грузовой отсек, пристыковывающийся к МКС (в нем можно разместить до восьми стандартных грузовых полок; кроме того, здесь находятся баки для жидких грузов - топлива, воды и газа).

Четыре солнечных батареи, установленные на ATV-3, обеспечивают зарядку аккумуляторов, снабжающих корабль электроэнергией во время прохождения теневых участков орбиты. Для поддержания полной работоспособности ATV достаточно 4,8 киловатта, вырабатываемых его солнечными батареями. Для сравнения - такое количество энергии потребляется обычным домашним водонагревателем.

ATV-3 нельзя назвать точной копей ATV-2, запущенного в 2011 году. "Эдоардо Амальди" доставит почти на 600 килограммов больше сухих грузов. Объем грузового пространства был расширен за счет увеличения количества полок с шести (на первых двух аппаратах) до восьми, каждый кубический сантиметр грузового отсека корабля максимально используется.

"Эдоардо Амальди" проведет на орбите более пяти месяцев в качестве герметичного отсека орбитального комплекса. Фактическое время на орбите может быть увеличено до шести месяцев - это зависит от потребностей Международной космической станции и графика полетов кораблей посещения.

Во время совместного полета экипаж постепенно разгрузит корабль и заменит груз жидкими и твердыми отходами, занимающими драгоценное пространство на станции. Всего более шести тонн отходов с МКС будут уничтожены во время спуска ATV-3.

По завершении миссии экипаж закроет герметичный люк, и по команде с Земли космический корабль отстыкуется от МКС. В начале сентября текущего года ATV-3 начнет обратный полет, освободив стыковочный узел для другого корабля.

В ходе последнего этапа полета ATV-3 войдет в плотные слои атмосферы и прекратит свое существование. Сойдя с орбиты, корабль войдет в атмосферу по крутой траектории, распадется на фрагменты и сгорит над необитаемой акваторией южной части Тихого океана.

Космический "черный ящик"

Последнюю часть полета вместе с ATV-3 совершит небольшое устройство. Регистратор разрушения при входе в атмосферу (REBR) соберет данные, которые помогут инженерам лучше понять процессы, происходящие на этом этапе. Кроме того, устройство может служить прототипом "черных ящиков" для будущих космических транспортных систем.

Прибор уже совершил полет на внешней поверхности ATV-2, но данных с него получить не удалось. Во время этого полета REBR будет размещен на большем расстоянии от баков с горючим, что позволит избежать его возможного повреждения до разрушения корабля.

При входе ATV-3 в атмосферу система подключит комплекс датчиков, которые будут регистрировать данные о процессе разрушении аппарата в течение приблизительно пяти минут. Устройство, созданное компанией Aerospace Corporation и финансированное ВВС США, снабжено миниатюрными датчиками, которые будут собирать информацию о температуре, давлении и другие данные.

После начала разрушения ATV-3 под действием аэродинамического нагрева и аэродинамических сил устройство отделится от "Эдоардо Амальди", включит собственный передатчик и начнет передачу записанных данных на спутник "Иридиум". Сделав этот последний "звонок домой", REBR разрушится.

Что дальше?

Руководитель ЕКА Жан-Жак Дорден ранее сообщал, что после 2014 года агентство прекратит производство грузовых космических кораблей ATV.

По его словам, четвертый корабль ATV будет запущен в марте 2013 года, пятый - в марте 2014 года. Запуск этих пяти аппаратов покрывает обязательства ЕКА до 2017 года.

"В любом случае, мы приняли решение прекратить производство ATV после производства пятого аппарата. Что касается покрытия наших обязательств по МКС после 2017 года, мы приняли решение производить другие корабли", - сообщил глава ЕКА.

По его словам, европейские специалисты обсуждают с представителями НАСА, какие именно корабли нужно будет разрабатывать для периода с 2018 по 2020 годы.

Отвечая на вопрос, будет ли создаваться грузовозвращаемая версия корабля ATV, Дорден отметил, что работа над этим ведется, но проектировать такой корабль еще не начали.

Первый ATV получил название "Жюль Верн" (Jules Verne). В 2008 году он совершил демонстрационный полет на МКС и доставил на станцию груз массой 4,5 тонны. Второй "еврогрузовик" ATV-2 "Иоганн Кеплер" прибыл к МКС в феврале 2011 года и оставался пристыкованным к станции до конца июня.

Это любопытно

Несколько важных фактов об ATV: это самый тяжелый корабль, когда-либо запущенный ЕКА и выведенный ракетой-носителем Ariane; его грузоподъемность приблизительно в три раза больше, чем у российского грузовика "Прогресс-М", и немного выше, чем у японского транспортного корабля HTV.

ATV-3 обладает высоким уровнем автономности, позволяющим самостоятельно осуществлять навигацию; он может выполнять автоматическую стыковку с МКС с точностью выше шести сантиметров; он обладает наибольшими возможностями коррекции орбиты по сравнению с любым кораблем посещения благодаря сложнейшей, мощной и универсальной двигательной установке, созданной в Европе.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала