Некоторые китайские снадобья вызывают рак мочевыводящих путей - ученые - РИА Новости, 10.04.2012

Некоторые китайские снадобья вызывают рак мочевыводящих путей - ученые

МОСКВА, 9 апр - РИА Новости. Китайские народные снадобья на основе экстрактов кирказона оказались главной причиной столь высокого уровня заболеваемости раком мочевыводящих путей среди жителей острова Тайвань, где эти препараты крайне популярны и их оборот ничем не ограничен, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Кирказоны, растения из рода Aristolochia, часто находили применение в знахарстве и в религиозных обрядах многих народов мира. Древние люди верили, что экстракт из листьев и стеблей этих растений помогает женщинам успешно рожать детей, спасает от змеиного яда и многих других недугов. Клетки кирказонов содержат токсичное вещество - аристолоховую кислоту, хроническое употребление которой приводит к нефропатии - нарушению нормальной работы почек.

Группа биологов под руководством Еун-Шиау Пу (Yeong-Shiau Pu) из Национального университета Тайваня в городе Тайбей обратила внимание на то, что на острове Тайвань наблюдается самая высокая в мире частота заболевания раком мочевыводящих путей. При этом среди его жителей распространена традиция самолечения снадобьями на основе кирказона.

По социальным опросам, около трети из 200 тысяч опрошенных жителей Тайваня употребляли или употребляют лечебные снадобья на основе экстрактов Aristolochia.

Молекулы аристолоховой кислоты могут соединяться с молекулами ДНК в клетках мочевыводящих путей и других частей тела и тем самым вызывать "перестановки" в их структуре. В некоторых случаях замена правильного нуклеотида - "кирпичика" ДНК - на неправильный может привести к фатальным мутациям, отключающим систему защиты генома и самоуничтожения клетки.

Пу и его коллеги изучили структуру генома клеток опухолей, извлеченных из мочевыводящих путей 151 пациента тайваньских клиник, страдавших от рака.

В половине колоний раковых клеток ученые нашли мутации в гене p53, который отвечает за синтез одноименного белка-"стража генома". Во всех случаях, кроме одного, поломка генома возникла из-за замены нуклеотида на другой. В большинстве случаев фатальная поломка гена происходила из-за того, что молекула тирозина заменялась на молекулу аденина и наоборот. Подобные изменения в клетках происходят и при лабораторных экспериментах, в которых биологи превращали культуры здоровых клеток в раковые, добавляя кислоту в питательную среду.

Как отмечают ученые, такая картина мутаций характерна и для другой болезни мочевыводящих путей - балканской нефропатии, очаги которой существуют в некоторых районах Боснии, Хорватии и других стран полуострова с 1920 годов. Считается, что это эндемичное заболевание возникло из-за того, что семена кирказона ломоносовидного часто оказываются в амбарах и кислота из них попадает в организм местных жителей вместе с хлебом.

Как считают Пу и его коллеги, правительство Тайваня и других государств должны следить и ограничивать распространение препаратов на основе кирказонов, "чтобы избежать появления большой проблемы для здоровья общества".