Спутник Cryosat может найти на дне океана 10 тысяч новых вулканов - РИА Новости, 28.05.2012

Спутник Cryosat может найти на дне океана 10 тысяч новых вулканов

МОСКВА, 28 мая - РИА Новости. Данные спутника Европейского космического агентства (ESA) CryoSat-2, позволят ученым составить в четыре раза более точную карту рельефа дна Мирового океана, в частности, открыть до 10 тысяч новых вулканов, говорится в сообщении на сайте ESA.

Согласно исследованиям ученых из американского института океанологии Скриппс в Сан-Диего (Scripps Institution of Oceanography - SIO, San Diego, USA), с помощью лазерного альтиметра, который установлен на спутнике CryoSat-2, можно получить небывало точные данные для создания карты дна Мирового океана, говорится в сообщении.

"Создание карт на основе данных с CryoSat-2 произведет революцию в нашем понимании тектоники дня океана и сможет открыть для нас, например, 10 тысяч новых вулканов", - сказал сотрудник SIO Дэвид Сэндвелл (David Sandwell), чьи слова приведены в сообщении.

Лазерный альтиметр, установленный на спутнике, может измерять гравитационное поле на поверхности вод океана. Крупные объекты океанического дна, например, хребты или вулканы, создают более сильное гравитационное поле, то есть, по данным гравитации можно с большой точностью рассчитать глубины и рельеф океана. Подобные измерения уже проводились с других спутников, например, с европейского GOCE, однако шаг его измерений составлял сотни километров, тогда как точность CryoSat-2 - около 5-10 километров.

В 2011 году с помощью спутника CryoSat-2 европейские ученые составили самые точные на сегодняшний день карты толщины льда в Арктике и Антарктиде. Уже тогда специалисты отметили, что эффективность инструментов спутника оказалась выше, чем они рассчитывали.

Спутник CryoSat-2 был запущен 8 апреля 2010 года с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя "Днепр-1". Первый европейский спутник CryoSat был утрачен при попытке вывода на орбиту в октябре 2005 года на российской ракете-носителе "Рокот".