Астронавты починили энергосистему МКС с помощью зубной щетки и ершика - РИА Новости, 05.09.2012

Астронавты починили энергосистему МКС с помощью зубной щетки и ершика

© NASAАстронавт Акихико Хошиде в открытом космосе
Астронавт Акихико Хошиде в открытом космосе
Астронавты со второй попытки смогли решить проблему с заменой неисправного блока коммутации и восстановили в полном объеме энергосистему американского сегмента Международной космической станции - для этого им пришлось провести в открытом космосе более шести часов и прибегнуть к помощи инструментов, сделанных из подручных материалов.

МОСКВА, 5 сен - РИА Новости. Астронавты со второй попытки смогли решить проблему с заменой неисправного блока коммутации и восстановили в полном объеме энергосистему американского сегмента Международной космической станции - для этого им пришлось провести в открытом космосе более шести часов и прибегнуть к помощи инструментов, сделанных из подручных материалов, например из зубной щетки и ершика.

Астронавт НАСА Санита Уильямс (Sunita Williams) и ее японский коллега Акихико Хошиде (Akihiko Hoshide) в среду смогли поставить на штатное место резервный блок коммутации энергосистемы МКС MBSU (Main Bus Switching Unit), выполнив, таким образом, главную задачу нынешнего выхода в открытый космос и предыдущего, закончившегося неудачей 30 августа.

Ранее из-за неисправности этого блока на американском сегменте станции работали только пять из восьми каналов энергоснабжения от солнечных батарей. К настоящему моменту новый блок уже включен и работает нормально.

На центральном сегменте S0 главной ферменной конструкции МКС находится четыре MBSU, которые представляют собой прямоугольные коробки весом около 100 килограммов. Они передают ток напряжением 160 вольт от восьми главных солнечных батарей станции на трансформаторы, где ток преобразуется в 120-вольтовый стандарт американского сегмента МКС. Блок MBSU-1 вышел из строя еще в конце 2011 года. Он продолжал работать, но система управления его "потеряла".

Первая попытка

Уильямс и Хошиде 30 августа вышли в открытый космос, чтобы заменить этот блок. Замена MBSU была только одной из нескольких задач этого выхода, однако она стала самой сложной. Астронавты успешно сняли с места неисправный блок, затем попытались поставить на место резервный, но им это не удалось.

Один из двух болтов, на которых держится блок, несмотря на все старания не удалось затянуть до штатного положения - он заклинил. Уильямс сообщила, что видела металлическую стружку в гнезде, куда должен войти болт.

Астронавты пытались очистить отверстие струей сжатого азота, пытались использовать большее усилие на электроотвертке, но все было безуспешно.

Уильямс и Хошиде провели в открытом космосе вместо запланированных 6,5 часа 8 часов 17 минут - третий по длительности выход в космос в истории, но таки и не смогли справиться с блоком. Они оставили его закрепленным специальными тросиками и вернулись на станцию.

Зубная щетка и ершик из кабеля

Специалисты НАСА проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что необходимо смазать и очистить болты, а также гнезда для них. Для этого астронавтам пришлось сконструировать из подручных материалов импровизированный набор инструментов, в числе которых был "ершик", сделанный из распушенного кабеля, и зубная щетка, закрепленная на металлическом стержне.

Астронавты во время выхода в открытый космос, начавшегося в среду в 15.06 мск сняли с места резервный блок MBSU, а затем с некоторыми затруднениями смогли вытащить заклинивший болт. После этого они с помощью самодельных инструментов и струи сжатого азота очистили и смазали гнезда для болтов и осторожно поставили MBSU на штатное место.

В конечном счете все замки сработали - центр управления полетами в Хьюстоне встретил это аплодисментами. Через некоторое время блок был включен и начал работать нормально.

Попутный рекорд

Во время этого выхода в открытый космос, который продолжался 6 часов 27 минут, Уильямс поставила новый рекорд суммарной продолжительности пребывания в открытом космосе для женщин.

Прежний рекорд был установлен в 2009 году астронавтом НАСА Пэгги Уитсон (Peggy Whitson), которая проработала в открытом космосе 39 часов и 46 минут. После нынешнего выхода в космос Уильямс записала на свой счет 44 часа 2 минуты пребывания в космосе.

Уитсон через Центр управления полетами в Хьюстоне передала Уильямс свое поздравление: "Сани, поздравляю с рекордом, это честь передать рекорд кому-то столь талантливому".

Во время этого выхода в космос астронавты решили и другую задачу - они заменили неисправный блок подсветки и панорамирования CLPA (Camera, Light, Pan/Tilt Assembly) камеры на манипуляторе "Канадарм".