Ученые определили роль бабушек в эволюции человека - РИА Новости, 24.10.2012

Ученые определили роль бабушек в эволюции человека

"Мы попытались проверить, что произойдет с человекообразными обезьянами, которые ничем не отличаются от современных высших приматов, если в их общество добавить "институт" бабушек", - рассказала Кирстен Хоукс из университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити (США).

МОСКВА, 24 окт - РИА Новости. Американские антропологи показали, что бабушки играли существенную роль в эволюции человечества, при помощи математической модели, имитировавшей жизнь племени человекообразных обезьян в течение 60 тысяч лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Долгая жизнь после наступления менопаузы у женщин объясняется так называемой "гипотезой бабушки". По этой теории, бабушка помогает своим дочерям выращивать и воспитывать детей, и тем самым увеличивает шансы на сохранение и дальнейшую передачу своих генов. Антропологи нашли подтверждения этой теории в популяциях африканцев, застрявших в первобытно-общинном строе.

Группа антропологов под руководством Кирстен Хоукс (Kirsten Hawkes) из университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити (США) проверила эту гипотезу на прочность, построив относительно простую математическую модель, описывавшую жизнь группы приматов, напоминавших по своим повадкам и продолжительности жизни современных шимпанзе.

"Мы попытались проверить, что произойдет с человекообразными обезьянами, которые ничем не отличаются от современных высших приматов, если в их общество добавить "институт" бабушек", - пояснила Хоукс.

В рамках своей модели ученые наблюдали за тем, как менялась продолжительность жизни после наступления половой зрелости в двух группах приматов - обычных обезьян и стаи с "бабушками". Изначально, средняя продолжительность жизни в двух группах приматов была одинаковой - 28-29 лет, что соответствует аналогичному показателю для диких шимпанзе и горилл.

По замыслу Хоукс и ее коллег, "бабушками" могли стать только самые опытные и пожилые самки - минимальный возраст бабушки составлял 45 лет, а максимальный - 75 лет. Благодаря этому доля бабушек в первом поколении приматов составляла лишь 1% от общего числа самок. Такие бабушки ухаживали за одним двухлетним ребенком, матерью которого могла выступать любая из самок в группе.

Ученые воплотили эту модель в компьютерной программе и проследили, как менялась продолжительность взрослой жизни у представителей двух групп на протяжении 60 тысяч лет раздельной эволюции. Ее "двигателем" выступали случайные мутации, которые увеличивали или уменьшали длину жизни ее носителя и его потомков на некое произвольное значение.

К удивлению антропологов, даже небольшое число бабушек в племени кардинально изменило характер его эволюции. Так, средняя продолжительность жизни обезьян в таких стаях увеличилась до 49 лет, а число бабушек - до 43% от общего числа женщин, за первые 24 тысячи лет эволюции.

С другой стороны, "обычная" группа приматов осталась на том же уровне долголетия, что и шимпанзе и гориллы, на протяжении всех 60 тысяч лет развития.

Таким образом, Хоукс и ее коллегам удалось показать, что гипотеза бабушки справедлива даже для очень абстрактных моделей, в которых отсутствуют характерные признаки человеческих обществ - семейные пары, орудия труда, охота и большой мозг.

"Воспитание в среде бабушек сделало нас более зависимыми друг от друга с социальной точки зрения. Эта особенность повлекла за собой появление целого ряда типично человеческих черт, в том числе семейных пар, большого мозга, способности к обучению и склонности к кооперации", - заключает Хоукс.