Дрозофилы доказали возможность превращения половых хромосом в обычные - РИА Новости, 24.06.2013

Дрозофилы доказали возможность превращения половых хромосом в обычные

Большинство животных обладают особыми половыми хромосомами, которые содержат в себе специфические гены, управляющие работой организма особей мужского и женского пола. Довольно долго эти хромосомы считались своеобразным "эволюционным тупиком".

МОСКВА, 23 июн — РИА Новости. Одна из обычных хромосом в геноме мушек дрозофил оказалась остатком древней "женской" хромосомы, что ставит под сомнение представления о том, что половые хромосомы являются обособленным генетическим "тупиком", говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Большинство животных обладают особыми половыми хромосомами, которые содержат в себе специфические гены, управляющие работой организма особей мужского и женского пола. Довольно долго эти хромосомы считались своеобразным "эволюционным тупиком", чье дальнейшее развитие невозможно из-за деградации мужской Y-хромосомы.

Беатриц Викозо (Beatriz Vicoso) и Дорис Бахтрог (Doris Bachtrog) из университета Калифорнии в Беркли (США) обнаружили живое опровержение этой гипотезы, сравнив геномы дрозофил и нескольких их ближайших родственников из числа мушек-пестрокрылок, мясных мух и мух-львинок.

Как объясняют биологи, геном дрозофил состоит из двенадцати хромосом, две из которых являются половыми. Они представляют собой пару из двух палочкообразных хромосом, длина которых определяет их функцию. Так, короткая ее версия считается мужской Y-хромосомой, а длинная — женской Х-хромосомой. Половые системы других мушек заметно отличаются, что побудило ученых сравнить их геномы.

Сравнение показало, что одна из "обычных" хромосом в геноме дрозофил, микроскопическая "точка", содержащая в себе всего лишь 100 генов, была похожа по своей структуре на женскую половую хромосому в ДНК других мушек. Это заинтриговало биологов, и они сравнили гены в "точке" дрозофил и их родичей.

Оказалось, что "точка" действительно произошла от Х-хромосомы, которой обладал общий предок дрозофил и других мушек. Как полагают биологи, она превратилась в обычную хромосому в результате склеивания копии бывшей Y-хромосомы с современной половой хромосомой дрозофил. В результате этого оригинальная мужская хромосома стала избыточной, и со временем исчезла из генома, а ее "женский" антипод сохранился в виде точки, заключают авторы статьи.