Физики научились склеивать наночастицы при помощи ультразвука - РИА Новости, 26.07.2013

Физики научились склеивать наночастицы при помощи ультразвука

Канадские физики совершили это открытие случайно, когда один из студентов пытался уничтожить наночастицы в ультразвуковой ванне. Он заметил, что ультразвук не размельчал их, а заставлял расти до тех пор, пока они не стали заметными для невооруженного глаза.

МОСКВА, 26 июл — РИА Новости. Ультразвук может не только разрушать частички грязи при стирке или очистке поверхностей при помощи ультразвуковых "пушек", но и склеивать наночастицы после обработки в растворе из солей ортофосфорной кислоты, что позволит сделать их более безопасными для человека, говорится в статье, опубликованной в журнале Advanced Materials.

"Ультразвук крайне бережно относится к материалу и не требует больших затрат энергии по сравнению с традиционными печами и сварочными аппаратами, и поэтому даже частицы лекарств и ферменты можно легко объединить в крупные частицы", — заявил Джейк Барралет (Jake Barralet) из университета Макгилла в Монреале (Канада).

Канадские физики совершили это открытие случайно, когда один из студентов Барралета пытался уничтожить наночастицы в ультразвуковой ванне. Он заметил, что ультразвук не размельчал их, а заставлял расти до тех пор, пока они не стали заметными для невооруженного глаза. Заинтригованные ученые изучили химический состав частиц, пытаясь понять, что заставило ультразвук переключиться с разрушения на созидание.

Через три года безуспешных экспериментов ученые поняли, что размеры, форма и состав наночастиц не имели значения, а главной причиной этого феномена было содержимое ванны. Оказалось, что наночастицы начали склеиваться из-за того, что перед попаданием в ультразвуковую ванну они достаточно долгое время находились в растворе солей ортофосфорной кислоты и "обросли" пленкой из них.

Когда ультразвук взаимодействует с молекулами воды вокруг двух таких частиц, вырабатываемые им микропузырьки пара "разрывают" молекулы фосфатов и заставляют их соединяться друг с другом. В результате тысяч таких взаимодействий наночастицы "склеиваются" в крупные агломераты, сопоставимые по своим размерам с зернами песка. По словам физиков, данный подход позволяет склеивать самые разные виды наночастиц и создавать гибридные материалы, такие как электропроводные катализаторы или магнитные полимеры.