Космонавт Савицкая: я не сделала в космосе то, о чем мечтала - РИА Новости, 02.03.2020

Космонавт Савицкая: я не сделала в космосе то, о чем мечтала

25 июля 1984 года впервые в мире женщина-космонавт Савицкая осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля 3 часа 35 минут.

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости. Выход в космос первой женщины Светланы Савицкой 30 лет назад стал историческим для космонавтики, но для нее самой это был этап трудной работы, не отмеченный особыми эмоциями: тогда Савицкая мечтала о полете на корабле "Буран". Об этом дважды Герой Советского союза, летчик-космонавт СССР, а ныне замглавы оборонного комитета Госдумы Светлана Савицкая рассказала в беседе с МИА "Россия сегодня".

Свой первый космический полет Савицкая совершила с 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя на корабле "Союз Т 7" и орбитальной станции "Салют 7". А второй ее космический полет прошел с 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера корабля "Союз Т 12" и орбитальной станции "Салют 7" совместно с командиром экипажа Владимиром Джанибековым и космонавтом-исследователем Игорем Волком.

Космонавт Светлана Савицкая, архивное фото
Биография Светланы Савицкой
25 июля 1984 года впервые в мире женщина-космонавт Савицкая осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля 3 часа 35 минут.

"Это был основной, ключевой элемент моего второго полета. Собственно говоря, ради того чтобы был обеспечен приоритет нашей страны в этом важном разделе космической деятельности, чтобы первая советская женщина вышла в открытый космос", — сказала она.

Тот выход Савицкая совершала с Джанибековым.

"Для него это тоже был первый выход, хотя он до этого уже несколько полетов совершил", — сказала она.

По словам Савицкой, при выходе в космос они с Джанибековым тогда испытывали универсальный ручной инструмент, с помощью которого можно было сваривать, резать и паять металл. "Киевский институт Патона сделал его. Уникальный инструмент, совершенно новый, никто таким не занимался", — говорит она.

"Это был, конечно, ключевой эксперимент всего этого полета. Мы его сделали нормально, без ошибок, без каких-то ЧП. Собственно говоря, при выходе в открытый космос это самое главное — сделать то, к чему ты готовился. Поэтому каких-то особых эмоций, знаете, таких, вот что в этот день что-то произошло, нет", — добавила Савицкая.

Не было тогда и страха, это понятие вообще ни к чему, когда речь идет об открытом космосе, сказал космонавт. "Это более напряженная работа. Да, там больше опасностей. Надо быть более грамотным, более осторожным, более пунктуальным, контролировать себя четко. Но это не страх", — пояснила она.

"Страх — это когда человек замирает и не знает, что ему делать. Это не относится ни к профессии летчика, ни космонавта, на мой взгляд. Есть этапы, где ты понимаешь: да, здесь что-то может случиться. Где-то ты можешь что-то сделать, а где-то не можешь. Значит, полагаешься на технику", — добавила Савицкая.

Раньше Америки

Именно Савицкая предложила, чтобы у СССР был приоритет в выходе женщины-космонавта в космос. По ее словам, эта идея возникла у нее после ее первого полета на орбиту в 1982 году.

"Я видела скафандр, видела отсек, понимала, что это можно сделать. А учитывая, что американцы начинали летать на "Шаттлах" и через года-полтора собирались уже в экипаж включать и женщину, то я, конечно, понимала, что любой нормальный руководитель космической программы в Америке, конечно, решил бы вот эту "клеточку" незанятую, достижение такое этапное, включить бы в свою программу", — сказала Савицкая.

Свои соображения она осенью 1983 года изложила руководителю советской космической программы Валентину Глушко. Она предложила выпустить в космос Ирину Пронину, которая должна была лететь на орбиту.

"Валентин Петрович — он был очень мудрый и государственно мыслящий человек, но в то же время очень грамотный стратег — и он сказал: "я вас прошу этот вопрос сейчас не поднимать, пусть она просто слетает. Потому что на три месяца, работа тяжелая. Мужчины там, мы их мучаем". Ну, не поднимайте, значит не поднимайте. Значит, у него были свои соображения. Я, в общем-то, представляю, почему он так сказал", — вспоминает Савицкая.

После этого вопрос на какое-то время был закрыт, пока американцы не объявили о своих планах.

"Потом, в 1983 году, когда узнали, что американцы через год включают такой полет (с выходом женщины в космос) в свою программу, меня вызвали и сказали — давай становись в экипаж, они включают, мы должны быть первыми. Поэтому совершенно ничего неожиданного для меня не было", — добавила Савицкая.

Мечта о "Буране"

Савицкая с юных лет мечтала именно о космических полетах.

"Цель у меня была — летать. Да, именно в космических полетах участвовать. Я, собственно говоря, поэтому и пошла в авиационный спорт. Я просто никогда никому об этом не говорила, потому что это было время, когда говорили, что космос — не женское дело. У нас первая женщина слетала и больше там делать нечего, хватит, все понятно и так", — говорит Савицкая.

Но она была уверена, что женщины все-таки будут летать в космос.

"Я хотела, конечно, летать на многоразовых кораблях, которым стал "Буран". О том, что такие схемы полетов возможны, более экономически выгодны, много писалось в 1960-х годах", — вспоминает Савицкая.

Когда стало ясно, что в СССР тоже будет создаваться многоразовая пилотируемая система типа "Шаттла", Савицкая решила попасть в группу летчиков-космонавтов, которые должны были готовиться к полетам на "Буране".

"Я пришла к Лозино-Лозинскому Глебу Евгеньевичу, который руководил созданием "Бурана". Говорю: будете набирать — возьмите и меня. Он-то меня знал: сам с "фирмы" Микояна, а я с "фирмой" Микояна достаточно много работала и рекорды делала на их машинах. Он взял тайм-аут на несколько дней и, видимо, где-то советовался", — сказала она.

По словам Савицкой, сам генконструктор был не против женщины на борту "Бурана".

"Была нормальная реакция у него. Но потом сказал: "Вы знаете, сейчас пока не надо, пусть пока мужчины летят". Видно, сам не мог этот вопрос решить", — говорит Савицкая.

Несмотря на отказ, она не опустила руки. "В это время где-то проскочило в прессе, что американцы набрали группу из шести человек под "Шаттл". Они и женщин, и мужчин набрали. Думаю: "Стоп!". Раз они набрали, то обязательно у нас это будет. Думаю: тогда я на "Буран" попаду окольным путем. Нормальные герои всегда идут в обход. Надо тогда получить опыт полетов как космонавта, а "Буран" от меня не уйдет", — вспоминает Савицкая.

В результате она была отобрана в отряд космонавтов. "В это время "Буран" вовсю шел. Во втором моем полете мы с Джанибековым летали, а третье место было предназначено для летчика, который потом должен был на "Буране" лететь, и надо было его с невесомостью "познакомить". Это был Игорь Волк. Но он так на "Буране" и не полетел", — сказала космонавт.

По словам Савицкой, она оставалась в отряде космонавтов, пока программа "Буран" могла быть реализована. Но в 1993 году программа была закрыта. "Поэтому не все я сделала, что хотела", — призналась Савицкая.

Вновь слетать на орбиту и выйти в космос ей бы не хотелось. "Зачем повторять? Если честно, не люблю что-то повторять. Вот "Буран" был бы для меня интереснее. Я вот первый свой полет сделала, но там другая задача была, надо было закрыть рот тем, кто говорил, что это не женская работа. Другой полет — выход, приоритет страны в этом. А повторять одно и то же для меня неинтересно", — заключила Савицкая.