Ученые раскрыли тайну гигантской буквы Y в атмосфере Венеры - РИА Новости, 03.03.2015

Ученые раскрыли тайну гигантской буквы Y в атмосфере Венеры

© Фото : Javier Peralta (IAA)Темная буква “Y” на экваторе Венеры
Темная буква “Y” на экваторе Венеры
Одна из самых необычных черт Венеры, гигантское облако в виде буквы Y, существует уже более пятидесяти лет благодаря наличию особых экваториальных волн в атмосфере "утренней звезды" и разным скоростям ветров на экваторе и в умеренных широтах планеты.

МОСКВА, 3 мар – РИА Новости. Одна из самых необычных черт Венеры, гигантское облако в виде буквы Y, существует уже более пятидесяти лет благодаря наличию особых экваториальных волн в атмосфере "утренней звезды" и разным скоростям ветров на экваторе и в умеренных широтах планеты, говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

"Сильные ветра, которые дуют в западном направлении на Венере, существуют в более или менее постоянном виде в ее атмосфере, начиная с экватора и заканчивая средними широтами. Так как длина окружности меньше в высоких широтах, ветра в умеренных широтах быстрее совершают один виток вокруг планеты, чем на экваторе, что постепенно искажает структуру волн, сгоняющих воздух к ее экватору", — объясняет Хавьер Перальта (Javier Peralta) из Института астрофизики Андалузии в Гранаде (Испания).

Как объясняют ученые, атмосфера Венеры интересует исследователей уже почти 60 лет, с момента начала ее серьезного изучения советскими зондами из серии "Венера" и американскими аппаратами "Маринер". Достаточно быстро специалисты выяснили, что атмосфера "сестры" Земли абсолютно не похожа на воздушную оболочку нашей планеты.

Так, атмосфера Венеры оказалось чрезвычайно плотной и давление у ее поверхности почти в сто раз выше, чем на Земле. Высокая плотность заставляет углекислоту, на чью долю приходится около 95% массы атмосферы Венеры, вести себя как экзотическая жидкость, а также порождает ряд других необычных атмосферных эффектов. В частности, атмосфера "утренней звезды" вращается в 60 раз быстрее, чем сама планета, что порождает сверхмощные ветра, движущиеся со скоростью в 500 километров в час.

Однако самая необычная черта Венеры — загадочная белая буква Y на ее экваторе — не видна для невооруженного глаза, и ее можно заметить только в ультрафиолетовом диапазоне. Она была впервые открыта в 1960 году астрономом-любителем Чарльзом Бойером (Charles Boyer) и с тех пор стала предметом споров среди ученых. По своей природе она представляет собой скопление пока не известного нам вещества, которое поглощает ультрафиолет и делает заполненную им область "черной" для ультрафиолетовых телескопов.

До настоящего времени все попытки воспроизвести рождение и поведение этой структуры при помощи компьютерных моделей не удавались, что порождало еще больше разногласий по поводу ее природы среди планетологов. Перальта и несколько других астрономов из Испании и Португалии смогли решить эту проблему благодаря тому, что они учли влияние ветров на движение особых волн на экваторе Венеры, возникающих в результате вращения планеты вокруг своей оси.

Как признают сами ученые, "темная" природа этой гигантской буквы Y пока остается неизвестной — компьютерное моделирование не позволяет узнать химический состав того вещества, которое сгоняется к экватору волнами Кельвина и разрывается на две половинки-полумесяца ветрами в умеренных широтах. Для ответа на этот вопрос необходимо отправить к "утренней звезде" новый зонд на замену "Венере-Экспресс", который вышел из строя в декабре прошлого года.