Уникальная обсерватория-детектор сверхновых HAWC открылась в Мексике - РИА Новости, 23.03.2015

Уникальная обсерватория-детектор сверхновых HAWC открылась в Мексике

© Фото : HAWC CollaborationТелескоп HAWC на склонах вулкана Сьерра-Негра в Мексике
Телескоп HAWC на склонах вулкана Сьерра-Негра в Мексике
Высокогорная гамма-обсерватория HAWC, построенная на склонах вулкана Сьерра-Негра для поиска следов сверхновых, слияний нейтронных звезд и свечения активных ядер галактик, официально начала свою работу после установки последнего детектора телескопа.

МОСКВА, 23 мар – РИА Новости. Высокогорная гамма-обсерватория HAWC, построенная на склонах вулкана Сьерра-Негра для поиска следов сверхновых, слияний нейтронных звезд и  свечения активных ядер галактик, официально начала свою работу после установки последнего детектора телескопа, сообщает пресс-служба университета Мэриленда.

"Представьте себе, что ваша клавиатура – это наш детектор, и ваша рука – это свет вспышки сверхновой, поток заряженных частиц от нее. По тому, как рука касается клавиатуры при ударе по ней, можно определить то, откуда она взялась. Примерно так и работает HAWC, представляющий собой набор из множества детекторов-"клавиш", — пояснил один из создателей обсерватории, Джордан Гудман (Jordan Goodman) из университета Мэриленда (США).

Обсерватория HAWC (High Altitude Water Cherenkov experiment – Высокогорный эксперимент по поиску эффекта Черенкова) является совместным проектом правительства Мексики и университета Мэриленда и своеобразным наследником для американской обсерватории Milagrо, построенной в штате Нью-Мексико по тому же принципу.

Она представляет собой набор из трех сотен чанов с почти двумя сотнями тонн воды, тщательно очищенной от всех примесей и радиоактивных веществ, где можно наблюдать любопытный эффект, открытый советскими физиками почти сто лет назад.

Еще в 1934 году Павел Черенков и Сергей Вавилов заметили, экспериментируя с гамма-излучением, что его попадание в жидкость вызывает в ней слабое, но хорошо заметное свечение благодаря тому, что гамма-лучи выбивают электроны и разгоняют их до скоростей, превышающих скорость света в воде. Этот эффект нашел широкое применение сегодня, его используют для обнаружения космических лучей и для "поимки" нейтрино.

Постройка обсерватории HAWC, основанной на этом принципе, началась в 2011 году, и в августе 2013 года она начала собирать первые данные по космическим гамма-вспышкам, собираемых уже установленными к тому времени 111 детекторами.

Сейчас, после установки всех чанов с водой, чувствительность телескопа должна в 10 раз превышать разрешение Milagro. Как считают ученые, это позволит ему раскрыть тайну загадочной неравномерности в том, как часто космические лучи "бомбардируют" Землю с разных углов, которая и была открыта Milagro в 2008 году.