Ученые: мигающий квазар рассказал о последних фазах слияния черных дыр - РИА Новости, 21.04.2015

Ученые: мигающий квазар рассказал о последних фазах слияния черных дыр

© NASAТак художник представил себе галактику в созвездии Феникса, в центре которой находятся сразу две черных дыры
Наблюдения за необычным мигающим квазаром в созвездии Водолея показали, что он, скорее всего, образован не одной, а двумя сверхмассивными черными дырами, которые входят в последние фазы слияния.

МОСКВА, 21 апр – РИА Новости. Наблюдения за необычным мигающим квазаром в созвездии Водолея показали, что он, скорее всего, образован не одной, а двумя сверхмассивными черными дырами, которые входят в последние фазы слияния, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

"Мы полагаем, что нам удалось проследить за двумя сверхмассивными черными дырами, сблизившимися на рекордно небольшое расстояние. Эта пара может быть столь близкой друг к другу, что черные дыры начнут вырабатывать гравитационные волны, предсказанные общей теорией относительности Эйнштейна", — заявила Суви Гезари (Suvi Gezari) из университета штата Мэриленд в Колледж-Парке (США).

Гезари и ее коллеги участвуют в международном проекте наблюдений за далекими квазарами — активными ядрами галактик с сверхмассивными черными дырами в их центре — Medium Deep Survey, который проводится астрономами при помощи мощностей гавайского телескопа Pan-STARRS1.

В рамках этого обзора ученые натолкнулись на квазар PSO J334.2028+01.4075, удаленный на примерно 11 миллиардов световых лет от Земли в сторону созвездия Водолея. Яркость этого ядра далекой галактики, как показали наблюдения на Pan-STARRS1, достаточно значительно менялась с периодичностью в 542 дня, что крайне удивило астрофизиков – яркость квазаров обычно является или постоянной, или же хаотично меняется, а не периодически растет и падает.

Используя данные из других обзоров неба, группа Гезари смогла показать, что этот квазар содержит в себе не одну, а две сверхмассивных черных дыры, постепенно сближающихся друг с другом. Судя по высокой скорости "миганий" квазара, они находятся очень близко друг к другу — расстояние между ними соответствует всего семи радиусам будущей "объединенной" черной дыры, чья масса превысит солнечную в 10 миллиардов раз.

По словам астрофизиков, обитательницы центра этой галактики уже вступили в последнюю фазу процесса слияния, в ходе которой черные дыры порождают хорошо заметные гравитационные волны. Формирование таких волн – весьма энергозатратный процесс, и через семь лет, по расчетам авторов статьи, расстояние между черными дырами заметно сократится. Они планируют проверить, произойдет ли это, используя мощности Pan-STARRS1 и других современных и будущих телескопов для наблюдений за PSO J334.2028+01.4075 в 2022 году.