Космологи выяснили, из чего собраны нити "паутины" Вселенной - РИА Новости, 02.12.2015

Космологи выяснили, из чего собраны нити "паутины" Вселенной

© Фото : V.Springel, Max-Planck Institut für Astrophysik, Garching bei MünchenКомпьютерная модель «паутины» Вселенной
Компьютерная модель «паутины» Вселенной
Анализ содержимого нитей из темной материи, связывающих все галактики в невидимую космическую "паутину", показал, что они содержат в себе примерно половину от всей видимой материи Вселенной.

МОСКВА, 2 дек – РИА Новости. Анализ содержимого нитей из темной материи, связывающих все галактики в невидимую космическую "паутину", показал, что они содержат в себе примерно половину от всей видимой материи Вселенной, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Как показали наблюдения за микроволновым "эхо" Большого Взрыва, доля обычной материи, из которой состоит все, что мы можем наблюдать, во Вселенной составляет не больше 5%. Все остальное приходится на долю темной энергии 22-26% и темной материи – 68-73%.

Подобные результаты не стыкуются с данными астрономических наблюдений за отдельными галактиками – в общей сложности они содержат в себе лишь 2,5% от общей массы Вселенной, из-за чего ученые долгое время пытаются найти "пропавшую" видимую материю.

Доминик Экерт (Dominique Eckert) из университета Женевы (Швейцария) и его коллеги выяснили, куда она пропала, используя данные, полученные при помощи орбитального телескопа XMM-Newton при наблюдениях за скоплением галактик Abell 2744.

Данное "семейство" галактик, известное как "скопление Пандоры", давно привлекает внимание ученых тем, что в его пределах одновременно сталкиваются сразу несколько групп галактик, крупных облаков газа и материи, разогретых до нескольких миллионов градусов Кельвина и светящихся в рентгеновском диапазоне. Это позволяет увидеть даже те скопления материи, которые в других скоплениях остаются крайне темными и холодными.

Космическая паутина, состоящая из обычной и темной материиУменьшенная версия атласа темной материи, подготовленный коллаборацией DES
Ученые опубликовали крупнейшую в мире карту темной материи Вселенной

Группа Экерта воспользовалась этим фактом для того, чтобы составить карту видимой материи в Abell 2744, и оценить ее примерную массу. Оказалось, что примерно половина видимой материи прячется не внутри галактик и окружающих их облаков межгалактического газа, а в нитях так называемой "космической паутины", которые примерно на 5-10% состоят из видимой материи, и на 90-95% — из темной материи.

Считается, что Вселенная по своей структуре похожа на гигантскую трехмерную паутину. Ее нити представляют собой скопления темной материи, так называемые филаменты. В июле 2012 года астрофизики впервые смогли увидеть одну из таких паутинок, соединяющих галактики Abell 222 и Abell 223, благодаря искажениям в свете далеких звезд, которые вызывала темная материя.

Зародыш галактики, найденный астрономами в созвездии КитаЗародыш галактики, найденный астрономами в созвездии Кита
Ученые поймали зародыш галактики, запутавшийся в "паутине" Вселенной

В точках пересечения этих нитей находятся плотные комки видимой материи — отдельные галактики и группы звездных мегаполисов. Раньше ученые считали, что именно эти "комки" содержат  большую часть видимой материи. Открытие Экерта и его коллег показывает, что сами нити "паутины" могут содержать не меньшее количество материи.

"Сейчас нам необходимо проверить, присуще ли то распределение материи, которое характерно для Abell 2744, для всей Вселенной в целом. Мы должны изучить детально каждую из этих нитей и подсчитать число различных атомов в них, что поможет нам понять, как много тяжелых элементов содержит Вселенная ", — заключает Экерт.