Рейтинг@Mail.ru
Андрей Фурсенко гордится ЕГЭ, за который его критикуют - РИА Новости, 22.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Андрей Фурсенко гордится ЕГЭ, за который его критикуют

Читать ria.ru в
Экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко, который возглавлял ведомство почти 8 лет, назначен помощником президента. Имя Фурсенко напрямую ассоциируется с реформами в российском образовании, и сегодня уже никого не волнует, что модернизацию системы и введение единого госэкзамена затеял его предшественник.

МОСКВА, 22 мая - РИА Новости, Ирина Горюнова. Экс-министр образования и науки России Андрей Фурсенко, который возглавлял ведомство почти восемь лет, во вторник был назначен помощником президента России. Имя Фурсенко напрямую ассоциируется с реформами в российском образовании, и сегодня уже никого не волнует, что модернизацию системы и введение единого госэкзамена (ЕГЭ) затеял его предшественник Владимир Филиппов, который сейчас возглавляет Российский университет дружбы народов (РУДН).

Самое распространенное мнение - Фурсенко до основания разрушил всю систему российского образования. Введение ЕГЭ и нормативно-подушевого финансирования в школах и другие перемены в финансировании учебных заведений, разработка образовательных стандартов, введение школьного курса "Основы религиозной культуры и светской этики", присоединение к Болонскому процессу и сокращение вузовской сети - все это "заслуги" Фурсенко, отмечают его оппоненты.

Другие считают, что он занимался созданием федеральных и национальных исследовательских университетов и укрупнением научных центров, приблизил российское образование к мировому уровню. Тот же переход на двухуровневое высшее образование по системе бакалавр - магистр позволит выпускникам российских вузов найти себе достойную работу в европейских странах и ведущих мировых компаниях, отмечают единомышленники министра.

Несмотря на постоянный шквал критики, Фурсенко всегда дружелюбен и вежлив. Однако говорят, что он может быть и жестким, но для этого собеседнику надо постараться вывести его из равновесия. Неоднократно звучало мнение, что Фурсенко хороший человек, но министр средний, потому что мягок и слишком доверяет подчиненным.

Однако в рейтинге членов правительства Путина, подготовленного РИА Новости совместно с "Эхом Москвы" и "Московскими новостями", по результатам опроса 80 экспертов категорию "Золотое сечение" неожиданно возглавил именно Фурсенко. Сочетание таких показателей как эффективность, популярность и влиятельность выявило сбалансированность основных оценок его деятельности. Чиновников, попавших в эту категорию, можно назвать середняками или крепкими хозяйственниками, но на самом деле речь идет о хорошем балансе между их возможностями и результатами работы, посчитали эксперты.

Министерская дорога

Фурсенко 20 лет проработал в Физико-техническом институте имени Иоффе и дослужился до заместителя директора по научной работе. Сам Фурсенко считает решение пойти на работу в Физтех одним из самых важных в своей жизни.

На госслужбе Фурсенко, по его же словам, оказался случайно. Илья Клебанов, который в 2001 году был назначен министром промышленности, науки и технологии, пригласил его на должность заместителя. "Я отказывался, но после месяца тяжелых переговоров все же согласился", - говорит Фурсенко. Министерство образования и науки он возглавил 9 марта 2004 года.

Одна из проблем России, по его мнению - адекватность. "Мы не всегда можем максимально объективно оценить себя и ситуацию вокруг. Нередко у нас эмоциональный фон превалирует над разумом. Вторая - недостаток ответственности: за свои слова, поступки, решения. Человек, принимая решение, зачастую не думает о том, что за него придется отвечать. Третья - нам не хватает ощущения самодостаточности. То мы самоуничижаемся, то безгранично горды", - считает чиновник.

Защитник ЕГЭ

Несмотря на то что главным поводом для критики министра образования остается введение обязательного единого государственного экзамена для выпускников школ, сам Фурсенко считает это одной из главных своих заслуг. "Сегодня уже не обсуждается сама идея проверки знаний независимо от тех, кто учит. Дискуссии сводятся к тому, как сделать ЕГЭ лучше", - заявил Фурсенко в феврале на итоговом заседании коллегии Минобрнауки.

По его словам, сегодня критикуется то, какой система ЕГЭ была на первых этапах введения. "Сегодня "угадайка" не имеет отношения к большинству экзаменов, это достаточно творческая работа. Мы шаг за шагом отказываемся от тестов", - считает министр.

На этом же заседании он предложил ввести аналогичный ЕГЭ экзамен для бакалавров. "Мы считаем, что это необходимая вещь", - сказал Фурсенко. В то же время он отметил, что введение такого экзамена займет продолжительное время. Он предположил, что в экспериментальном режиме ЕГЭ для бакалавров может появиться в ближайшие два-три года.

По словам министра, экзамен может проводиться в письменной форме, а проверять будут эксперты, не имеющие отношения к вузу, в котором обучался бакалавр. "Если будет внешне жесткая оценка, то мы увидим, что целый ряд вузов не то, что магистров и аспирантов, но и бакалавров подготовить не могут", - сказал Фурсенко.

Это предложение министра, как и другие, ректорское сообщество встретило неоднозначно. Так, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, одно время без устали критиковавший ЕГЭ, заявил, что будет выступать против такого экзамена для бакалавров. А ректор Российского экономического университета имени Плеханова Виктор Гришин и ректор РУДН Владимир Филиппов поддержали идею единого госэкзамена для бакалавров. Но это уже задача министерства, которым будет руководить новый председатель правительства.

Был готов уйти

Когда Фурсенко руководил ведомством, не раз возникали слухи о его возможной отставке - добровольной или вынужденной. Сам министр неоднократно отмечал, что критика в его адрес связана с нелюбовью общества к реформам, но оставить свой пост он не имеет морального права.

"Любой чиновник в любую минуту должен быть готов к уходу с госслужбы. Но логика чиновника: раз взялся за какое-то дело, то должен выполнять. Я морального права не имею сказать, что мне поднадоело и я пойду. Есть задачи, которые поставлены, и если президент РФ примет решение, что надо как-то переструктурировать, это значит, что, как любой чиновник, я этот пост покину. А до этого времени я работаю. Здоровье позволяет", - считает Фурсенко.

При этом он сам говорил, что уже слишком долго возглавляет министерство и значительное количество недовольства связано не с тем, что кому-то не нравится политика ведомства, а с тем, что раздражает отсутствие смены ключевых лиц.

В конце мая 2011 года на встрече с учеными президент Дмитрий Медведев пошутил по поводу Фурсенко. Между прочим, он спросил, не уволить ли министра образования. После этих слов Российский студенческий союз начал сбор подписей за отставку чиновника, но Фурсенко продолжил работу.

Министр не раз выражал уверенность, что не останется без работы после того, как освободит пост во главе ведомства. "У меня есть абсолютная убежденность, что работу я себе найду. Мне было бы интересно создать венчурный фонд, но я пока об этом не думаю", - сказал Фурсенко. Также чиновник неоднократно повторял, что когда оставит должность министра, не согласится работать ректором, так как ему это неинтересно.

Завершить начатое

Многие эксперты сходятся во мнении, что Фурсенко должен освободить свой пост министра только тогда, когда завершить все начатые в российском образовании реформы. По мнению директора центра образования №548 "Царицыно", члена Общественной палаты России Ефима Рачевского, для этого достаточно двух или трех лет.

"Пока не будут отработаны все правила связанные с ЕГЭ, пока не будут запущены стандарты для подростковой школы, пока во всех школах России не будет теплых туалетов, пока учительская зарплата не вырастет до намеченных рубежей, пока не будет обновлена линейка учебников, пока не будет реструктуризация образовательный сетей, пока во всех школах не заработают управляющие советы я бы оставил Фурсенко", - считает Рачевский.

Это мнение разделяет один из разработчиков нового федерального государственного образовательного стандарта, гендиректор издательства "Просвещение" Александр Кондаков.

"Несмотря на то что он постоянно находится в поле жесткой критики, тем не менее есть очевидные вещи, которые за время его руководства министерством были сделаны. Это и законодательные моменты, это и работа по утверждение стандартов на уровне школы и профессионального образования, вопросы, связанные с финансированием образования", - отмечает он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала