Рейтинг@Mail.ru
Свадьбы в Дагестане: традиции утрачены, стрельба наводит на подозрения - РИА Новости, 03.10.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свадьбы в Дагестане: традиции утрачены, стрельба наводит на подозрения

Читать ria.ru в
Современная свадьба в Дагестане - самом многонациональном субъекте России - утратила историческую индивидуальность каждого из проживающих здесь народов и представляет собой "винегрет", в том числе с современными традициями извне, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

ПЯТИГОРСК, 3 окт - РИА Новости. Современная свадьба в Дагестане - самом многонациональном субъекте России - утратила историческую индивидуальность каждого из проживающих здесь народов и представляет собой "винегрет", в том числе с современными традициями извне, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

В то же время они разошлись во мнении о том, каким образом можно трактовать, например, стрельбу на свадьбах, которая являлась традиционной для некоторых народов. Если одни считают, что это исторический обряд для избавления новобрачных от злых сил, то другие упоминают традицию сообщать выстрелами о том, что жена оказалась не девственницей.

В минувшее воскресенье машина из свадебного кортежа перекрыла дорогу в центре Москвы, после чего со стороны кортежа раздались выстрелы в воздух. ЧП произошло на пересечении улиц Тверская и Моховая, практически под стенами Кремля. После инцидента были задержаны около 15 человек, которых после составления административных протоколов отпустили. Одного из участников инцидента мировой суд приговорил к 15 суткам ареста за нецензурную брань в общественном месте.

Винегрет вместо свадьбы

"Современная дагестанская свадьба - это какой-то винегрет, смешение псевдоевропейских обычаев с разрезанием торта, бросанием букета невесты", - рассказал РИА Новости дагестанский историк Сергей Манышев.

Он отметил, что в современной свадьбе можно найти в очень измененной форме только отголоски каких-то обрядов и обычаев, свойственных дагестанским свадебным торжествам XIX века.

"Так, например, на рубеже XIX - XX веков известный дагестанский просветитель Гасан-Эфенди Алкадари писал, что "при женитьбе сыновей тратят все средства, делают большие угощения и расходы и остаются впав в долги и в бедность". Чем данная фраза не проецируется на нашу современность?", - отметил Манышев, подчеркнул, что свадьба в дагестанской культуре - событие архиважное.

© РИА Новости. Валерий Мельников
Свадебный обряд в дагестанском поселке Кубачи

Существующие сегодня крайности, которые выражаются во всякого рода "безалкогольных" свадьбах совсем не свойственное для Дагестана действо, подчеркивает собеседник.

"Все авторы XIX века в унисон пишут об обильном употреблении спиртного во время свадьбы, о гулянках на широкую ногу с музыкантами и задорными танцами. Причем, эта традиция свадебного веселья настолько своими корнями уходит в глубь столетий, что даже во время установления шариата в период имамата Шамиля ее не удалось пресечь", - отмечает историк.

Говоря об исторических особенностях, собеседник отметил, что например, у лезгинов (один из наиболее многочисленных народов в Дагестане, доля около 13%) распространены были обменные браки, то есть девушка бралась в замужество с обязательством выдать взамен ее другую девушку.

"Это объяснялось соображениями экономического порядка - стороны старались сократить расходы на свадебные подарки и застолье", - пояснил собеседник агентства.

Он добавил, что у даргинцев (доля около 17%) кульминацией свадьбы был перевод невесты из отцовского дома в дом жениха.

"Невесту везли в дом жениха поздно вечером или ночью, до этого туда же отправлялось ее приданое: ковры, паласы, медные тазы, сундук, постельные принадлежности, водоносные кувшины. При этом невесте на протяжении пути запрещалось оглядываться назад, чтобы не вернулась в отчий дом", - уточнил собеседник.

Манышев рассказывает, что у аварцев (наиболее многочисленный народ в Дагестане, доля около 30%) после выбора подходящей кандидатуры в невесты, семья жениха посылала в ее дом сватов. Если предложение было принято, то семья жениха посылала в дом девушки пироги, причем это фиксировалось обычным правом.

"Если же девушка выходила замуж за другого, то это считалось большим позором для обрученного, и он должен был обрезать девушке косы, снять ее головной платок или же убить того, кто на ней женился", - отмечает собеседник.

Стрельба как повод задуматься

Манышев отмечает, что у кумыков (доля около 15%) муж стрелял в окно из ружья или пистолета, оповещая тем самым "публику" о том, что его постигло разочарование и супруга не была целомудренной до свадьбы. "Поэтому у меня лично вызывает недоумение пальба на свадьбе, так как это можно трактовать двусмысленно", - подчеркивает историк.

В то же время заместитель директора института истории, археологи и этнографии дагестанского научного центра РАН, зам по научной работе, кандидат исторических наук Магомед- Расул Ибрагимов считает, что стрельба - это традиционный элемент, который был характерен не только для свадеб в Дагестане, а всего Северного Кавказа и Закавказья.

"Она имела магический смысл и прежде всего, это было действие для того, чтобы оградить молодых от плохих джинов, нечистых сил, шайтанов, которые могли повредить молодой семье, ну и, в частности, навредить жениху, как бы препятствовать созданию семьи", - сказал Ибрагимов РИА Новости.

Однако он отметил, что стрельба на свадьбе в Москве является искаженным вариантом принятых раньше обычаев.

"Раньше стрельба непосредственно была перед входом невесты в дом жениха, и далее продолжалась во дворе самого жениха. Это делалось, чтобы продемонстрировать охранные магические мероприятия, с другой стороны, - радость", - пояснил собеседник.

© РИА Новости. Владимир Вяткин
Невеста перезжает в дом жениха. Свадьба в селении Верхний Джалган Республики Дагестан.

В свою очередь, старший научный сотрудник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Майсарат Мусаева отметила, что стрельба хоть и являлась для Дагестана обычным явлением, но "нельзя все традиции переносить на современную почву".

"У аварцев стреляли, когда невесту везли, шла процессия на лошадях и вестник должен был сообщить о том, что невеста едет или приехала, он стрелял, чтобы оповестить всех, что невеста прибыла по месту назначения", - рассказала Мусаева.

Она отметила еще несколько отличий в свадебных обычаях. "У каждого села есть свои нюансы, у лезгин, я знаю, вешали на зеркало простыню, у народов западного Дагестана после сватовства допускались достаточно близкие взаимоотношения, даже до свадьбы, то есть жених мог прийти к ней в гости и это никого не смущало", - уточнила собеседница агентства.

В свою очередь, исполнительный редактор дагестанского журнала "Свадебная легенда" Наида Устарова пояснила, что сегодня стрельба на свадьбах является просто данью моде и не имеет отношения к традициям. "Стреляют, чтобы привлечь внимание к торжеству и похвастаться", - отметила Устарова.

Она отвергла мнение о том, что стрелять на свадьбе могут для того, чтобы сообщить о том, что невеста не девственница.

"Если невеста не девственница, то развод происходит через два месяца, ее отдают обратно, и если они разводятся через два месяца, то все уже понимают, почему, и это считается большим позором", - пояснила Устарова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала