Рейтинг@Mail.ru
Любимов: школы должны избавиться от культа учебника - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Любимов: школы должны избавиться от культа учебника

© Фото : предоставлено пресс-службой НИУ ВШЭЗаместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов
Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов
Читать ria.ru в
Департамент образования Москвы принял комплексный план мероприятий по гуманитаризации образования в столице. О ее сути и том, как она повлияет на жизнь школ, в интервью РИА Новости рассуждает член коллегии департамента, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов.

Департамент образования Москвы принял комплексный план мероприятий по гуманитаризации образования в столице. О ее сути и том, как она повлияет на жизнь школ, в интервью РИА Новости рассуждает член коллегии департамента, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов.

— Лев Львович, в чем состоит значение гуманитаризации образования — в изменении преподавания гуманитарных предметов, или вопрос стоит шире?

— Гуманитаризация образования многогранна. Это изменение образа школы, которая должна отойти от бессмысленной трансляции текстов наших учебников, оскопленных нелепыми рекомендациями СанПиНов, и перейти к системе самообучения и саморазвития ребенка. Из молчаливого слушателя он должен превратиться в искателя нужной ему для решения учебных задач информации. Надо научить его осмыслять ее и по-своему перерабатывать. От монологов учителя школа должна перейти к диалогам. Детское сознание ждет права на самовыражение, выбор. Диалоги, презентации, диспуты, изучение и сочинение текстов, конструирование собственного знания — этим должен быть заполнен рабочий день школьника.

Все сказанное — о культуре. Академической, организационной, педагогической. Ее цель — формирование ребенка как личности, как того, кто постоянно совершает усилие самовыражения. А это невозможно без мотивации. Поэтому собственная деятельность — главная занятость ребенка в его школьном и семейном бытии. Взрослые должны уметь ему подсказать, оценить результаты…

Цели гуманитаризации широки. Не случайно этот вопрос обсуждался Коллегией департамента образования Москвы вскоре после представления ежегодного Послания президента России, в котором Владимир Путин подчеркнул, что мы столкнулись с «настоящей ценностной катастрофой», «ценностным кризисом». Этот вызов высветил ответственность школы за духовно-нравственное воспитание молодых поколений, формирование в школьнике чувств гражданской ответственности и патриотизма, сострадания и милосердия. Без правильного гуманитарного образования это невозможно.

— Как гуманитаризация должна изменить отношение к гуманитарным предметам?

— Сейчас в школах царит культ учебника — тоненькой книжечки, представляющей собой крупицу горы человеческого знания. Зачем давать ребенку крупицу вместо возможности покорить гору? Европейские и американские учебники выглядят совершенно иначе — кроме того, что они просто объемнее, там в конце каждого раздела есть список дополнительной литературы, которую стоит почитать для понимания того или иного явления. Это не самая главная книга школьника, а его навигатор в мире человеческого знания.

Должно измениться преподавание гуманитарных дисциплин. Давно уже говорят о необходимости изменения содержания, структуры, технологий передачи юношеству позитивных традиционных и общечеловеческих ценностных установок, формирования новых ценностных ориентаций. Преподавание литературы должно отойти от трафареток революционно-демократической и классовой целесообразности. Литература должна дать ребенку способность через произведения великой русской литературы переживать судьбы Другого, осознавать единство «Я» и «Мы» в наших исторических судьбах, видеть в другом равноположенного себе. Когда школьник читает о Евгении Онегине, ему не нужно думать о том, «лишний» ли человек Онегин. Он должен отождествлять себя с Онегиным, с Ленским и за счет социального опыта этих людей, расти личностно.

Урокам истории пора отойти от примитивизма хронологических «шампуров» царей и войн, а учить ребенка видению цивилизационных линий развития человечества, места России в них.

Нужно возродить уроки экономики и права, усилить — уроки иностранного языка. Необходимо быстро внедрить новый предмет — «Россия в мире».

— Поможет ли во всем этом новый федеральный государственный образовательный стандарт?

— Новый стандарт школы ставит две главные задачи — развитие личности и развитие интеллекта. Развитие языка (их много, включая математику), речи, диалога, абстрактного мышления — вот задачи тех, кто хочет выполнять этот стандарт. Увы, первые диалоги с корпусом школьных администраторов показал, что у многих его членов эта перестройка ведет, пользуясь выражением Путина, к «стону по всей Руси Великой». То же было с ЕГЭ и другими важными реформами и изменениями. Он показал и приверженность многих к советской традиции отчетов, основанных не на результатах, а на числе и названиях мероприятий. В целом это некий диагноз застарелой болезни ленивости и стагнации. Как лечить? Одно из сильных средств — Московский стандарт (качества) образования (МСКО), который обсуждался вместе с проблемой гуманитаризации. Он позволит учитывать результаты, а не наборы мероприятий, конечный смысл которых почти всегда не ясен. МСКО — это «зачетная книжка» школы, директора, учителя, ребенка, даже родителя. И это часть новой культуры — культуры ответственности, обязательности личного вклада, усилия быть, стать.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала