Астрономы доказали солнечное происхождение запасов воды на Луне - РИА Новости, 15.10.2012

Астрономы доказали солнечное происхождение запасов воды на Луне

МОСКВА, 15 окт - РИА Новости. Крайне низкая доля дейтерия в кусочках стекла внутри образцов лунного грунта, доставленного на Землю экспедициями "Аполлон", убедительно показала, что вода на Луне возникает в результате взаимодействия солнечного ветра и поверхности спутника Земли, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

На сегодняшний день ученые уверены, что на Луне существует вода в виде льда или гидратированных минералов. Большие споры вызывают два ключевых вопроса - откуда взялась эта вода и где она прячется, помимо кратеров на полюсах Луны. Часть астрономов предполагает, что основным источником воды выступили кометы, тогда как другие приписывают эту роль солнечному ветру.

Группа астрономов под руководством Лоренса Тейлора (Lawrence Taylor) из университета штата Теннесси в городе Ноксвилл (США) предоставила убедительные доказательства в пользу второй гипотезы, изучив химический состав образцов лунной почвы, доставленных на землю экспедициями "Аполлон-11", "Аполлон-16" и "Аполлон-17".

Лунный грунт, или реголит, представляет собой мелкую пылевую крошку, возникшую в результате постоянной бомбардировки Луны микроастероидами. В некоторых случаях столкновение астероида и булыжника на поверхности Луны вырабатывает достаточно тепла для того, чтобы часть их пород расплавилась и превратилась в микроскопические кусочки стекла, так называемые агглютинаты. По словам ученых, лунные почвы примерно наполовину состоят из агглютинатов.

Тейлор и его коллеги предположили, что такие фрагменты могут содержать в себе значительное количество атомов водорода и соотношение их изотопов - протия и дейтерия - укажет на их источник.

Как объясняют ученые, Солнце, как и солнечный ветер, практически не содержит в себе дейтерия, так как подавляющее число его атомов превратились в гелий-3 в ходе термоядерных реакций в первые мгновения жизни светила. С другой стороны, вода, лед и гидратированные минералы на других телах Солнечной системы, в том числе на кометах и Земле, содержат в себе значительную долю дейтерия.

Исследователи извлекли несколько агглютинатов из образцов лунного грунта и изучили их химический состав при помощи инфракрасного и ионного масс-спектрометра. По их словам, агглютинаты содержат в себе достаточно большое количество воды и гидроксил-радикалов - около 200-300 миллиграмм воды на килограмм лунного грунта.

Убедившись в присутствии воды, Тейлор и его коллеги вычислили доли изотопов водорода в агглютинатах. Оказалось, что во всех кусочках стекла практически отсутствовали атомы дейтерия. Это означает, что вода и гидроксил-радикалы были занесены на Луну солнечным ветром, а не кометами и другими каменистыми телами Солнечной системы.

Таким образом, авторам статьи удалось определить источник лунной воды и показать, что даже экваториальные образцы грунта содержат значительное количество ее молекул. Ученые полагают, что запасы льда в полярных кратерах Луны целиком состоят из атомов водорода, попавших на Луну вместе с солнечным ветром. Тейлор и его коллеги полагают, что запасы гидратированных минералов на Весте и других безвоздушных небесных телах возникли аналогичным образом.