Астрономы обнаружили "гибридную" галактику в созвездии Центавра - РИА Новости, 22.10.2012

Астрономы обнаружили "гибридную" галактику в созвездии Центавра

© ESO/WFI (Optical); MPIfR/ESO/APEX/A.Weiss et al. (Submillimetre); NASA/CXC/CfA/R.Kraft et al. (X-ray)Гибридная галактика Centaurus A
Гибридная галактика Centaurus A
"Ни одна из других известных нам эллиптических галактик не обладает спиральными рукавами. Может, Центавр и является "престарелой" галактикой, однако в ее груди бьется молодое сердце", - заявил руководитель группы астрономов Дэниел Эспада из Национальной астрономической обсерватории Японии в Токио.

МОСКВА, 22 окт - РИА Новости. Американские астрономы обнаружили в созвездии Центавра уникальную "гибридную" галактику, в которой примитивное эллипсообразное тело объединено с хорошо развитыми спиральными рукавами, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

"Ни одна из других известных нам эллиптических галактик не обладает спиральными рукавами. Может, Центавр и является "престарелой" галактикой, однако в ее груди бьется молодое сердце", - заявил руководитель группы астрономов Дэниел Эспада (Daniel Espada) из Национальной астрономической обсерватории Японии в Токио.

Эспада и его коллеги наблюдали за созвездием Центавра при помощи радиотелескопа SMA на горе Мауна-Кеа на Гавайских островах. Внимание ученых привлекла эллиптическая галактика Centaurus A, большая часть диска которой была закрыта темным "облаком" пыли, возникшим в результате ее слияния с другой галактикой в недавнем прошлом. Это облако непроницаемо для обычных и инфракрасных телескопов, однако оно становится практически "прозрачным" при изучении в радиодиапазоне.

Авторы статьи воспользовались мощностями SMA для изучения внутренней структуры Centaurus A и оценки последствий ее столкновения со спиральной галактикой, которое произошло приблизительно 300 миллионов лет назад.

К удивлению астрономов, "темная" часть галактики содержала в себе не только эллипсообразное ядро, но и хорошо различимые спиральные рукава. Ученые проанализировали спектр их излучения и другие характеристики и выяснили, что в этих рукавах проходят процессы звездообразования.

Подобный вывод поразил исследователей - как правило, эллиптические галактики довольно инертны по природе и представляют собой скопления из "престарелых" светил - красных гигантов, долгоживущих карликов и останков ранее умерших звезд в виде пульсаров и других типов нейтронных звезд.

"По всей видимости, последнее столкновение Centaurus A с другой галактикой вдохнуло в нее новую жизнь", - продолжил Эспада.

Авторы статьи полагают, что этот "бум" звездообразования продлится еще достаточно долгое время, в течение сотен миллионов лет. В своих следующих работах ученые попытаются найти похожие галактики в более далеких уголках вселенной при помощи радиотелескопа ALMA в пустыне Атакама.

Этот инструмент еще строится на высокогорном плато Чахнантор в Чили. К 2013 году, когда постройку планируется закончить, он будет состоять из 66 отдельных антенн-приемников. Астрономы полагают, что высокое разрешение ALMA поможет им понять, насколько распространены такие "гибридные" галактики в обозримой Вселенной.