Астрономы обнаружили след "водного" астероида у умирающей звезды - РИА Новости, 10.10.2013

Астрономы обнаружили след "водного" астероида у умирающей звезды

© Фото : Mark A. Garlick, space-art.co.uk, University of Warwick and University of CambridgeВодный астероид, устремляющийся к белому карлику
Водный астероид, устремляющийся к белому карлику
Исследователи с помощью спектрографа Cosmic Origins космического телескопа "Хаббл" обнаружили признаки присутствия всех главных составных элементов каменистых пород, из которых состоял пылевой диск: алюминий, кремний, кальций, железо, магний, а также кислород.

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. Астрономы обнаружили у звезды-белого карлика раздробленные остатки крупного астероида, который состоял из каменистых пород и на треть из воды — это первый случай находки за пределами Солнечной системы двух ключевых ингредиентов для потенциально обитаемых планет: твердой поверхности и воды, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

К настоящему моменту ученым известно около тысячи планет у других звезд. Помимо планет-газовых гигантов, были обнаружены планеты с твердой поверхностью, похожие на Землю. Однако у ученых нет надежных данных по химическому составу планет.

Джей Фарихи (Jay Farihi) из Кембриджского института астрономии и его коллеги решили исследовать остатки планетных систем у белых карликов — последней стадии эволюции звезд, подобных Солнцу. Гравитация у поверхности этих сверхплотных "звездных остатков" настолько высока, что все элементы тяжелее водорода и гелия немедленно "тонут". Если же в спектре белого карлика обнаруживается присутствие более тяжелых элементов, это означает, что они поступают извне, из газопылевого диска.

Ученые с помощью спектрографа Cosmic Origins космического телескопа "Хаббл" изучали спектр белого карлика GD 61. Они обнаружили признаки присутствия всех главных составных элементов каменистых пород, из которых состоял пылевой диск: алюминий, кремний, кальций, железо, магний, а также кислород. Причем кислорода оказалось так много, что его присутствие могло объяснить только большая доля воды.

Согласно расчетам ученых, белый карлик превратил в пыль и обломки, а затем поглотил астероид диаметром от 90 до 500 километров, причем доля воды в его составе составляла около 26%. Такое небесное тело похоже на астероид Веста в Солнечной системе.

"Находка воды в больших астероидах указывает, что строительные элементы потенциально обитаемых планет существовали, и, может быть, все еще существуют в системе GD 61, а также, вероятно, у большого числа схожих звезд. Наши результаты показывают, что в этой экзопланетной системе могут быть потенциально обитаемые планеты", — говорит Фарихи.