Ежегодно в первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. В этом году праздник приходится на 7 августа.
День железнодорожника - первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден еще в 1896 г. и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России.
Приказ по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 г. гласил: "Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России".
День железнодорожника праздновался ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом. После 1917 года праздник был забыт почти на 20 лет.
Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 г. Связано это было с тем, что в 1935 г. впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, 56 из них получили ордена. Работники железных дорог обратились к правительству с просьбой отмечать ежегодно трудовые успехи.
Постановлением правительства от 28 июля 1936 г. был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.
В 2011 г. сотрудники ОАО "РЖД", дочерних и зависимых обществ, структурных подразделений и филиалов компании отметят День железнодорожника 7 августа.
Всего на железной дороге в России работает более 1 млн человек.
В настоящее время российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.
По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40 % от всего транспорта страны.
Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
По итогам 2010 года объем пассажирооборота ОАО "РЖД" составил 139,0 млрд пасс/км, количество отправленных пассажиров составило 947,7 млн человек. Объем погрузки грузов составил 1205,8 млн т; грузооборот, с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов, составил 2 трлн 501,8 млрд т/км. По итогам 2010 года чистая прибыль ОАО "РЖД" составила 78,5 млрд рублей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников