Рейтинг@Mail.ru
Российские глубоководные аппараты "Мир" исследуют "Титаник" - РИА Новости, 10.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские глубоководные аппараты "Мир" исследуют "Титаник"

Читать ria.ru в

Российские ученые участвовали в составе международных экспедиций к легендарному "Титанику" начиная с 1991 года. Участие российских специалистов было связано с применением уникальных российских глубоководных аппаратов "Мир", способных погружаться на глубину шесть тысяч метров.
Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) "Мир-1" и "Мир-2", высотой 3 метра, длиной 7,8 метра, шириной 3,8 метра, были построены в Финляндии на фирме Rauma-Repola в 1987 году. Они вмещают экипаж в составе трех человек. Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН (Российской академии наук) имени П.П. Ширшова. Они были установлены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с ГОА "Мир".

Первая экспедиция с участием российских ученых и американо-канадской группы с двумя режиссерами документальных фильмов началась 10 мая 1991 года, когда судно вышло из порта Калининград, и длилась около трех месяцев. Планировалось создать фильм о "Титанике" для кинотеатров системы IMAX, разработанной 30 лет назад в Канаде. Одной из причин, почему фирма IMAX предложила снимать фильм именно с аппаратов "Мир", был большой диаметр иллюминатора прямого обзора – 200 миллиметров. Если обычные видеофильмы на большой глубине можно было снимать с помощью телекамер, помещенных в цилиндры высокого давления вне аппаратов – снаружи, то съемки фильмов IMAX должны были производиться только через иллюминаторы – внутри аппарата.
30 июня было осуществлено первое погружение. Глубоководный аппарат "Мир-1" возглавил Анатолий Сагалевич – заведующий лабораторией Института океанологии РАН. На борту находились член Национального географического общества Эмори Кристоф и кинорежиссер Эл Гиддингс. "Мир-2" работал под командованием сотрудника лаборатории института, пилота аппарата Евгения Черняева. Его спутниками были американский подводник Ральф Уайт и канадский кинооператор IMAX Уильям Рив.
Всего было совершено 38 погружений, 17 из них – непосредственно на "Титаник". Во время спусков удалось собрать интересные научные материалы, сделать редкие кино-, видео- и фотосъемки и провести уникальные визуальные наблюдения того, что осталось от лайнера, который постигла трагедия.
Перед выходом в рейс организаторы экспедиции подписали соглашение о том, чтобы ничего ценного со дна не поднимать – все должно оставаться так, как было. И эта договоренность неукоснительно выполнялась. За 17 погружений было поднято лишь шесть ржавых железных предметов для исследования динамики коррозионных процессов в металле, подвергшемся длительному воздействию морской воды и высокого давления.
Во время погружений российские ученые вели также исследовательскую работу по изучению флоры и фауны глубин океана. Ими было установлено 24 вида животных, большинство из которых тяготело к твердому субстрату – различным конструкциям и обломкам судна.
Результатом работы экспедиции стал фильм Titanica режиссера Стивена Лоу, имевший большой успех с момента первого просмотра, который состоялся в конце 1992 года. В этой экспедиции вместе со Стивеном Лоу с российскими учеными работал еще один известный американский режиссер – Эл Гиддингс. Его новый фильм "Сокровища глубин", созданный по заказу Си-би-эс, вышел на экраны шестью месяцами раньше картины Лоу. На презентацию фильма Гиддингс пригласил режиссера Джеймса Кэмерона, на которого подводные съемки произвели большое впечатление.
В 1996 году по заказу Кэмерона, задумавшего снимать художественный фильм о легендарном лайнере, была предпринята вторая международная экспедиция на "Титаник" с участием российских ученых и экипажа судна "Академик Мстислав Келдыш" с двумя аппаратами "Мир" на борту. Глубоководные аппараты были дополнены двумя десятками мощных светильников, которые должны были обеспечить масштабность киносъемок. Впервые в мире были изготовлены кинокамера и к ней специальный металлический цилиндр с иллюминатором, рассчитанные на работу под давлением свыше 400 атмосфер. На аппарат "Мир-2" был установлен малогабаритный телеуправляемый модуль, который должен был проникнуть в корпус "Титаника" и отснять внутренние помещения судна.
"Мир-1" погружался под командованием Анатолия Сагалевича с бортинженером Андреем Андреевым и режиссером Джеймсом Кэмероном на борту. Экипаж "Мира-2" состоял из командира Евгения Черняева, режиссера Эла Гиддингса и Джеффа Ледды – оператора телеуправляемого модуля. Перед каждым погружением обоим экипажам надлежало собираться вместе для отработки подводных операций на модели носовой части "Титаника", которую американцы привезли с собой, а затем уже был спуск под воду. Сначала погружался "Мир-1", через час – "Мир-2".
В подводной киностудии в микрофон командовал только Джеймс Кэмерон. Один аппарат зависал в заранее определенном месте, освещая отдельную часть "Титаника", в это время второй аппарат снимал освещенное место. При необходимости аппараты менялись ролями: "Мир-1" шел параллельно с "Мир-2" и делал съемки, одновременно осуществляя подсветку. Если режиссеру что-то не нравилось, сюжет переигрывался. Порой случалось дублировать одну и ту же операцию по три-четыре раза.
За 19 дней экспедиции было совершено 24 погружения – по 12 на каждом из аппаратов "Мир". На глубине экипажи находились по 15-20 часов. В общей сложности было отработано около ста подводных сцен. После очередного спуска приходилось перезаряжать аккумуляторы в обоих аппаратах (на это обычно уходило 10-12 часов), члены экипажей успевали лишь немного поспать – и опять под воду. После серии из двух-трех погружений с берега, расположенного в 300 милях от района работ, приходило небольшое судно, которое забирало отснятый киноматериал и отвозило его для проявки. Спустя два-три дня прилетал самолет и сбрасывал на воду контейнер с дубликатом проявленной кинопленки. В конференц-зале судна был оборудован небольшой кинозал, где просматривался отснятый материал.
Результатом работы аппаратов "Мир" стали фильмы Джеймса Кэмерона "Призраки бездны: Титаник" (2003) и "Чужие из бездны"/"Пришельцы глубин" (2005).
"Призраки бездны" снимались впервые высокоразрешающей камерой в трехмерном формате (стерео). В таком же формате снимался фильм "Пришельцы глубин" – фильм о гидротермальных полях Атлантики и Тихого океана. Съемки производились в 2002-2003 годах на восьми различных гидротермальных полях.
В 2005 году впервые в мире был проведен двухчасовой прямой эфир с "Титаника". Это было сделано через волоконный кабель с корабля "Академик Мстислав Келдыш", где находилась антенна, которая через спутник передавала всю информацию на Землю.
В 2002 году Анатолию Сагалевичу, руководившему подводными экспедициями с российской стороны, за вклад в проведение глубоководных исследований океана был присужден "Подводный Оскар".
В 2003 году коллектив Лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов получил приз "Международный компас" от Морского технологического общества США.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала