Рейтинг@Mail.ru
Фантомас и все-все-все, или 5 знаменитых злодеев в маске - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фантомас и все-все-все, или 5 знаменитых злодеев в маске

© P.C.M. FIlmКадр из фильма "Фантомас", 1964
Кадр из фильма Фантомас, 1964
Читать ria.ru в

Сто лет назад, в мае 1913 года в Париже состоялась премьера ленты Луи Фейада "Фантомас". Фильм имел огромный успех, в том числе и благодаря тому, что появился на волне интереса к литературной первооснове. В этом месте на ум немедленно приходит синяя каменная маска из более поздней комедийной трилогии 60-х, хотя синелиций злодей - скорее пародия на образ, созданный в начале века. Фантомаса можно считать одним из первых "злодеев в маске". Проект Weekend РИА Новости вспоминает самых известных поп-культурных антигероев, скрывающих лица.

Фантомас (Fantômas, человек-фантом)

Персонаж был придуман двумя французскими беллетристами Пьером Сувестром и Марселем Алленом 1911 году. Имя получилось случайно: Аллен предложил вариант "Фантомус", Сурвестр записал этот вариант, чтобы показать издателю, но тот не разобрал почерк и воскликнул "Фантомас! Прекрасно!".

Познакомились они за пару лет до этого: Сувестр - несколько более успешный журналист и писатель, чем его младший коллега Аллен - искал секретаря. Аллен же, лишенный отцом наследства, нуждался хоть в каком-то заработке. Соавторов, по словам Аллена, объединяло в первую очередь то, что "оба весьма скверно писали". Кроме того оба были в прошлом не самыми удачливыми юристами, работали в Парижском суде. Аллен, правда, всего раз выступал в качестве адвоката, да и то без особого успеха: его клиенту, извозчику, случайно задавившему пешехода, дали максимальный срок. Закончилась же его юридическая карьера, когда ради статьи для одной из газет, Аллен использовал свою адвокатскую мантию, чтобы проникнуть в камеру известной преступницы.

Взявшись за предложение издателя Файара о серии из пяти романов, писатели в конечном итоге сочинили 32. Успеху "Фантомаса" предшествовала популярность жанра готического романа, а образ злодея (маска, фрак) напоминал того же "Фантома Оперы" Гастона Леру. Только маски были разные. В 1914-м Сувестр умер от испанки, а Аллен отправился на Первую мировую войну, вернувшись с которой выпустил еще 12 книг в одиночку (с 1926 по 1963 годы). Успех обеих серий был столь же невероятным, как и поступки персонажа: Фантомас подменял духи в "Галери Лафайет" серной кислотой, засовывал бритвенные лезвия во все ботинки в обувном магазине, взрывал на Монмартре огромные резервуары с водой, умирал и воскресал чуть ли не в каждой книге. Фантомас представал неуловимым и загадочным преступным гением, социопатом-убийцей, получающим удовольствие от мучений своих жертв и не щадящим никого, даже собственных детей. Противостояли ему полицейский инспектор Жюв и молодой журналист Фандор, в одной из книг, влюбившийся в дочь Фантомаса.

Писали Сувестр и Аллен тоже с невероятной скоростью – по роману в несколько сотен страниц раз в месяц. Часто они просто по очереди надиктовывали главы стенографисткам, немудрено, что литература эта особым качеством не отличалась. К примеру, цитата: "она умерла и  больше не двигалась".

Первым воплощением Фантомаса на экране стал как раз немой фильм Луи Фейада (Louis Feuillade), за которым последовали еще четыре. Фаномаса сыграл Рене Наварр (René Navarre), воплотивший именно классический образ персонажа, популярный у зрителей в начале ХХ века: человек во фраке, цилиндре, черной полумаске. Лицо его каждый раз менялось с помощью грима. У Фантомаса нет лица, фактически он – пустота, на месте которой может быть кто угодно.

© Gaumont studios
Кадр из фильма "Фантомас", Рене Наварр, 1913

"Фантомас… Невозможно узнать, где он скрывается, да и вообще никто точно не знает, кто это такой. О нем ходят самые невероятные слухи. То он появляется в облике другого человека, часто весьма известного, то предстает отвратительным чудовищем, а иногда будто раздваивается и непонятно, как отличить его от фантома. Он нигде и везде, его тень нависает над самыми загадочными тайнами, его имя связывают с самыми запутанными преступлениями и тем не менее… Никто даже не может похвастаться, что знает, как он выглядит!" - так описан герой в книге "Фантомас".

В 1930-1940 были сняты еще несколько лент о Фантомасе, среди них можно выделить немую сюрреалистическую короткометражку Эрнеста Моэрмана "Мсье Фантомас" (единственный фильм режиссера): лицо героя, впрочем, также прикрывала полумаска, а на голове он носил цилиндр.

В 1964 году на экраны вышла комедийная версия приключений Фантомаса, снятая Андре Юнебелем по мотивам произведений и пародировавшая сами книги и другие приключенческие серии типа бондианы. Популярность трилогии ("Фантомас", "Фантомас разбушевался" и "Фантомас против Скотланд-Ярда") была даже больше, чем у ленты Фейада, и не только во Франции. Главный герой здесь представал синеголовым "инопланетянином", в качестве маски "надевающим" лица убитых им людей. Фантомаса и журналиста Фандора сыграл Жан Мар, а растяпу Жюва - Луи де Фюнес, экспрессивной игре и мимике которого фильм обязан львиной долей своего успеха. У нас фильм пользовался не меньшей, если не сказать большей популярностью. Советские мальчишки массово играли в "Фантомаса", выкрашивая лица синей краской, о чем с возмущением писали некоторые читатели советских газет и журналов, и рассказывали некоторые советские телефильмы ("Анискин и Фантомас", 1973).

© P.C.M. FIlm
Кадр из фильма "Фантомас", Луи Де Фюнес, 1964

А в скором времени мы можем ждать еще одну версию. Французский режиссер Кристоф Ган ("Братство волка", "Сайлент Хилл") продолжает работать над фильмом "Фантомас" в 3D. О содержании его пока можно только догадываться, известно лишь, что роли в нем сыграют Венсан Кассель и Жан Рено.

Майкл Майерс (Michael "Mike" Myers)

1970-1980-е – время появления новых масок "Абсолютного Зла" и расцвета жанра хоррора в американском кино. "Техасская резня бензопилой", "Хэллоуин", "Пятница 13-е" - фильмы, вышедшие на экраны в этот период, оказали огромное влияние на массовую культуру. "Кожаное лицо", Майк Майерс и Джейсон Вурхиз, подозрительно похожие в своем бессмысленном стремлении к убийству и ношении масок, породили поджанр фильмов ужасов – слэшер. Серийные убийцы здесь носят маски, по задумке авторов, с одной стороны, чтобы остаться неузнанными, с другой, чтобы скрыть уродство, с третьей - маска делает злодея безликим и таинственным, а, значит, зритель может представить на его месте кого угодно – то есть свой собственный страх.

Что смотреть на Хэллоуин: восемь лучших ужастиков >>

Майкл Майерс – убийца-психопат, впервые появившийся в фильме Джона Карпентера "Хеллоуин" (1978) и убивающий подростков маленького американского городка (эта фабула – главная отличительная черта слэшера). Одно из прозвищ злодея - "Маска" - не случайно. В начале фильма он убивает сестру в маске клоуна, в психиатрической лечебнице делает маски из бумаги (об этом становится известно в одном из сиквелов), а в канун Дня всех святых прячется за мертвенно-бледной маской.

Для начинающего режиссера Джона Карпентера "Хэллоуин" стал третьей полнометражной работой. Вдохновленный "Психо", он вместе с Деброй Хилл всего за десять дней написал сценарий под кодовым называнием "Убийство няни". И хотя его первые работы были довольно тепло приняты критиками и зрителями, найти инвесторов для новой работы оказалось не так просто.

Бюджет фильма был немногим больше 300 тысяч долларов, и половина его ушла на покупку камер. Поэтому на главные роли были приглашены главным образом начинающие актеры: самый большой гонорар получил Дональд Плезенс, сыгравший психиатра, дебютантка Джейми Ли Кертис заработала за роль 8 000 долларов, а у исполнителей роли маньяка (Ник Кастл и Тони Моран) и вовсе была почасовая оплата. В прокате же лента заработала несколько десятков миллионов и до сих пор считается одним самых кассовых независимых фильмов всех времен.

© Compass International Pictures/Falcon International Productions
Майкл Майерс, "Хеллоуин", 1978

Небольшой бюджет "создал" и маску маньяка Майка: самыми дешевыми, меньше доллара, оказались резиновые маски "Капитана Кирка" (героя Уильяма Шатнера из сериала "Звездный путь"). Резиновому "Кирку" подправили прическу, выкрасили маску в белый цвет и сделали прорези для глаз. Результат – безликий монстр, чье лицо, то есть маска, не выражает никаких эмоций. Добавляют ужаса: огромный нож, и то, что за весь фильм убийца не произносит ни слова (впервые зрители услышали его голос в ремейке 2007 года).

Дарт Вейдер (Darth Vader)

Пока на планете Земля маньяки массово истребляли подростков, в одной далекой-далекой галактике орудовал злодей в "маске-каске". Вряд ли кто-то будет спорить, что самой примечательной частью костюма Дарта Вейдера является его шлем.

В отличие от героев, использующих маски для устрашения жертв или для того, чтобы скрыть свою личность, Темный Лорд ситхов вынужден был носить этот аксессуар, а также весь остальной костюм, в первую очередь, по состоянию здоровья. В кульминационный момент перехода на темную сторону силы экс-джедай Энакин Скайуокер получил серьезные травмы на дуэли с Оби-Ваном Кеноби: лишился конечностей и сильно обгорел. Так появились доспехи, которые, по сути, являются портативной системой жизнеобеспечения: сапоги и перчатки стали Вейдеру новыми руками и ногами, пластина на груди и пояс соединили уцелевшие органы и заменили поврежденные, через костюм Дарту Вейдеру также вводились препараты, увеличивающие силу. Самой примечательной частью обмундирования Вейдера стали шлем и маска, которые контролировали температуру тела и позволял герою дышать и говорить, несмотря на разрушенные легкие и голосовые связки. Именно хриплый голос и мучительное механическое дыхание Дарта Вейдера стали самым узнаваемыми символами "Звездных войн".

© Movie wallpapers
Дарт Вейдер

Дизайн головного убора Тёмного Лорда был разработан художником Ральфом Маккуорри, который чем только не вдохновлялся. Оттого шлем и маска напоминают одновременно немецкие каски и противогазы времен Второй мировой войны, маски японских самураев и даже костюм злодея по имени Доктор Дум – главного врага Фантастической Четверки из комиксов Marvel. Чтобы записать звук, который издавал Дарт Вейдер при вдохах и выдохах, актеру Бену Бёртту пришлось дышать в микрофон через подводную маску.

Безусловно, жутковатый и громоздкий наряд Дарта Вейдера выполнял и стандартные злодейские функции: невольно устрашал окружающих и помогал сохранить инкогнито, по крайней мере, в случае с Люком Скайуокером, который лишь под конец саги выяснил, что Дарт Вейдер его отец. К слову, ставшая знаменитой фраза "Люк, я твой отец" в таком виде в фильме никогда не звучала – Вейдер говорит просто "Я твой отец".

Шреддер (Shredder)

От злодеев в кино - к злодеям в мультфильмах и комиксах, тем более, что тут их предостаточно. У любого уважающего себя супергероя обязательно есть противник, и зачастую в маске. 39 место в списке "100 величайших злодеев из комиксов" в 2009 году занял Шреддер – главный враг Черепашек-ниндзя и, в более поздних версиях мультсериала, союзник инопланетянина Крэнга, того самого, который выглядит как человеческий мозг со шупальцами.

Известно, что настоящее имя Шреддера – Ороку Саки, он родился в Японии и является потомком древнего аристократического рода. После того, как его старший брат, мастер боевых искусств, гибнет от руки противника по имени Хамато Йоши, Шреддер осваивает искусство ниндзя и перебирается в США с целью отомстить обидчику. По сюжету мультсериала Шреддеру удается сначала подставить Йоши, а потом отравить его. Яд приводит к мутации, Йоши превращается в гигансткую крысу, Сплинтера, который позднее становится покровителем черепашек. Таким образом, уничтожение четверки в панцирях и их сэнсея становится для Шреддера делом чести, но по закону жанра, многочисленные попытки злодея расправиться с главными героями заканчиваются неудачей.

Внешний вид Шреддера во многом продиктован его происхождением: он носит доспехи наподобие самурайских или сёгунских, так как, возможно, его предок был одним из сёгунов – фактических правителей в Японии XII-XIX вв.

© Mirage Studios
Шреддер из мультсериала "Черепашки-ниндзя"

Шреддер также надевает фиолетовый плащ, а также своеобразные наколенники и нарукавники с шипами. Оба нарукавника дополнительно оснащены длинными и острыми лезвиями, которые можно сравнить с когтями Росомахи из истории о Людях Икс. Роль злодейской маски выполняет металлический шлем Шреддера, напоминающий головные уборы самураев: закрывающий шею задник и передняя часть, оставляющая открытой только глаза – чтобы  можно было метать в сторону черепашек-ниндзя испепеляющие взгляды. Шреддера часто сравнивают с Дартом Вейдером (из-за формы шлема), а под маской он скрывает шрамы, оставленные Йоши. Хотя в одной из серий вечный противник черепашек предстает зрителям во всей красе.

Призрачное лицо

Многочисленные фильмы ужасов к 90-м превратили жанр хоррора в один из самых любимых и цитируемых в массовой культуре. Но при этом и усложнили для последователей, желающих остаться в рамках жанра, выбор сюжетных ходов и монстров.

Режиссер Уэс Крэйвен – первый среди лучших, создатель "Фрэдди Крюгера", вдохновленный своими предшественниками, в 1996 году породил очередного монстра в маске. Хотя, если быть точными, не монстра, а именно маску – в "Крике" и его продолжениях за ней скрывались разные люди. "Призрачное лицо" - прозвище тоже условное, в фильме злодея называют просто "убийца в маске". Роль манька в большинстве сцен исполнял профессиональный каскадёр, а озвучивал персонажа актер Роджер Джексон.

Маску Крэйвен купил в одном из небольших магазинчиков в Калифорнии: это был довольно распространенный в начале 1990-х и к тому же недорогой маскарадный костюм для Хэллоуина, сделанный по мотивам известной картины Эдварда Мунка. После выхода фильма популярность и продажи костюма в США выросли в несколько раз.

© Централ Партнершип
Кадр из фильма "Крик 4"

Убийца из "Крика" как нельзя лучше воплотил формировавшуюся со времен появления историй о Фантомасе идею безликого зла. Сам образ - черный балахон с капюшоном и белым лицом, напоминает изображение смерти в европейской традиции, а лезвие большого кухонного ножа - косу. Однако гораздо важнее в этом случае то, что за маской убийцы может оказаться кто угодно – твой друг, брат и даже ты сам.

Подготовили Наталья Попова и Наталия Григорьева

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала