Рейтинг@Mail.ru
Семь нот революции Сергея Рахманинова - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Семь нот революции Сергея Рахманинова

Читать ria.ru в
1 апреля исполняется 140 лет со дня рождения Сергея Рахманинова – одного из самых ярких представителей символизма в русской классической музыке.

"Я пишу ту музыку, которую слышу внутри себя. Я русский композитор, и мое отечество воздействовало и на мой темперамент, и на мое мировоззрение, поэтому и музыка моя — русская…"

 

С.В. Рахманинов

1 апреля исполняется 140 лет со дня рождения Сергея Рахманинова – одного из самых ярких представителей символизма в русской классической музыке. Во всем мире его знают как "русского" композитора, именно с Россией ассоциируется он и в Европе, и в США, куда он эмигрировал после Октябрьской революции и где прожил почти половину своей жизни. Как и многие творческие люди, он был далек от политики, государственных переворотов, или просто не понимал их смысл – глубоко переживая за родину, он покинул ее навсегда в возрасте 47 лет.

Рахманинов. «Концерт для фортепиано с оркестром №2». Исполняет Святослав Рихтер
1 апреля 2013, 10:52

Серьезный, пронзительный взгляд темных глаз, спокойствие, граничащее с отрешенностью – этот образ Рахманинова привлекал заграничную публику: его произведения, насыщенные множеством экспрессивных интонаций, с резкой сменой настроения, виртуозно исполнялись самим автором с полной невозмутимостью. Безусловно, это восхищало слушателей.

"Человек, способный в такой манере и с такой силой выражать свои чувства, должен, прежде всего, научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…", - было сказано о Рахманинове в одной из заграничных рецензий.

Гений обыкновенный

Можно сказать, что такова была судьба Рахманинова – стать легендарным музыкантом. Это одна из тех историй, которые подтверждают известную истину: гениями рождаются – наряду с множеством знаменитых музыкантов, Рахманинов получил свой талант по наследству. Его родители, и даже дед – были пианистами-любителями, поэтому неудивительно, что уже в 4 года маленький Сергей исполнял на пианино далеко не детские произведения. Дальнейшее обучение шло без особых препятствий: проучившись сначала в Петербургской, а затем и в Московской консерватории, он встретился с настоящими мастерами музыки, среди которых был и Петр Ильич Чайковский. Тот уже не первый год наблюдал за успехами молодого пианиста и предсказывал ему великое будущее. И в самом деле – разве можно было сомневаться, что пианист, композитор и дирижер, создавший свою выпускную оперу "Алеко" всего за 17 дней, будет испытывать недостаток внимания публики?

Конец света по-русски и другие символы

В музыкальном стиле Рахманинова ощущается влияние его кумира - Чайковского, однако с 1890-х его произведения становятся все более самобытными и индивидуальными. В них появляется большая выразительность, разнообразие интонаций, и, конечно же, характерная для Рахманинова контрастность настроений. В большинстве своем настроения эти довольно мрачные, отчаянные, - эпичная тема катастрофы и неизбежности конца прослеживается в музыке пианиста, в том числе и через специальные символы, например через мотив средневекового хорала Dies Irae, сквозящий через многие его произведения. Такие мрачные настроения Рахманинова были вполне обоснованы: он был свидетелем двух мировых войн и трех русских революций.

Сам себе революционер

Знаменитая симфоническая поэма "Колокола", написанная по произведению Эдгара По и ставшая любимым произведением автора, прославилась необычным музыкальным приемом, придуманным Рахманиновым для имитации звона колокольчиков. Использование аккорда с широким расположением делает фортепианный звук колоколов практически неотличимым от настоящего звона. Этот прием он широко использовал в своем творчестве: в Концерте для фортепиано с оркестром №2, Этюде-картине Op.33, Прелюдии си-минор. В этом многие критики видят ту самую национальную самобытность Рахманинова как русского композитора – звоны церковных колоколов Новгорода, Петербурга, Москвы отразились в его музыке.

Биография Сергея Рахманинова >>

Рахманинов. Поэма для симфонического оркестра «Колокола». Запись 1978 года
1 апреля 2013, 10:52

В музыкальном наследии Рахманинова - множество произведений: романсы, концерты, симфонии, прелюдии, этюды, оперы, - словом, все, что и подобает иметь в репертуаре музыканту его уровня.

Рахманинов, так отчаянно бежавший от Октябрьской революции, сам совершил настоящую революцию – в музыке. По мнению критиков, за время своего творчества он объединил различные стили русского искусства, его тенденции, направления и объединил их под одним знаменателем – Русским национальным стилем. Он также стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Чем не музыкальный переворот?

Постэмиграционная депрессия

В конце 1917 года в судьбе пианиста происходит резкий поворот: воспользовавшись приглашением на гастроли в Европу, он покидает страну, столь любимую им, но ставшую внезапно для него чужой (его отношение к большевистскому режиму было резко отрицательным). Около года он давал концерты в скандинавских странах, а затем вместе с семьей отплыл в Нью-Йорк. Оторвавшись от родины, Рахманинов ощущал творческий кризис, который продолжался около 10 лет.

"Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…" - говорил он.

Тем не менее спустя время он создает "Симфонические танцы" и вкладывает в них свои воспоминания о России. Концентрация "национального" достигает в "Симфонических танцах" своего пика: в них прослеживаются мотивы оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок", мотивы церковной музыки – очевидно, в этом произведении Рахманинов запечатлел свое любование русской культурой и окончательно закрепил за собой звание самого русского композитора. 

Переживания пианиста по поводу эмиграции в конце концов пошли на пользу самой родине: в годы Великой Отечественной войны Рахманинов направил деньги, вырученные от нескольких концертов в США, в Фонд обороны СССР – на эти деньги был построен боевой самолет. "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу", - писал он.

Умер Рахманинов за несколько дней до своего 80-летия в Нью-Йорке. Спустя 140 лет его произведения звучат в концертных залах всего мира, но музыканты признают: русская музыка только в одном месте звучит по-настоящему.

Рахманинов. "Симфония №2". Исполняет Симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов
1 апреля 2013, 10:52

"Можно играть Рахманинова в Лондоне, в Нью-Йорке, где угодно. Но именно здесь (в России – прим. ред.) он звучит совершенно по-особенному, потому что эта музыка рождалась здесь", - уверен современный пианист Лукас Генюшас.

Подготовила Анастасия Демченко

Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала