Рейтинг@Mail.ru
Финляндия утопает в наркотиках из России и Евросоюза - РИА Новости, 24.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Финляндия утопает в наркотиках из России и Евросоюза

Читать ria.ru в
После того, как развалился Советский Союз и упал "железный занавес", в Финляндию хлынули наркотики с Востока. А когда страна вступила в Евросоюз, к ним прибавились наркотики с Запада. Как финны справляются с этой ситуацией?

ХЕЛЬСИНКИ, 24 апр, - РИА Новости, Дмитрий Виноградов

После того, как развалился Советский Союз и упал "железный занавес", в Финляндию хлынули наркотики с Востока. А когда страна вступила в Евросоюз, к ним прибавились наркотики с Запада. Как финны справляются с этой ситуацией?

С литовским паспортом и героином

"Да не было этого, не было никакого героина", - говорит Антон, пухленький парень с самой заурядной внешностью, встретишь на улице - внимания не обратишь. На нем красный свитер - такой же, как и на его товарищах. Потому что это форма заключенных тюрьмы Вантаа Ванкила в пригороде Хельсинки.

Попался Антон, как он сам рассказывает, по ошибке - полиция, мол, предвзято к нему относится только потому, что он два раза уже сидел в тюрьме - полгода в Ирландии за вооруженный грабеж, и в Литве. Но это было давно и неправда, доказывает Антон. Финская правоохранительная система так несправедливо, на его взгляд, устроена, что суду было достаточно свидетеля, который подтвердил, что машина будто бы его. "Посмотрите статистику по обжалованиям в Страсбурге - убедитесь, насколько несправедливо устроены местные суды", - говорит Антон.

Он русский по национальности, живет в Литве. Его литовский паспорт дает возможность ехать в любую страну Европы. Антон и поехал - на своей машине, в которой каким-то чудом оказался героин. Забыл, наверное, кто-то из попутчиков.

Впрочем, в тюрьме Антону даже нравится. "На зоне" он  работает - для одной крупной финской технической компании вручную собирает выключатели. "Нет, я не жалуюсь - платят неплохо. В месяц 1000 евро вполне можно заработать - у нас в Литве такую работу еще поискать нужно", - признает он. Нравятся ему и камеры. Гораздо лучше, чем в Литве" (наш собеседник, оказывается, успел посидеть и на родине).

Из России - с амфетаминами

Поезд Москва-Хельсинки делает остановку в маленьком финском городке Вайниккала. Сначала по поезду проходят пограничники с таможенниками. Они придирчиво досматривают вещи тех, кто показался им подозрительным. Потом наконец разрешают всем желающим выходить на перрон.

Мы - группа российских журналистов - выходим. Вместе с нами идут несколько семей - они направляются в расположенный в получасе от Вайниккалы городок Лаппеенранта, очень популярный у русских туристов. Всех нас еще раз досматривают с пристрастием - теперь уже на самой станции Вайниккала. Граница России и Финляндии - это граница России и Евросоюза.

Пропускной пункт "Нуема-Брусника" в год пересекает около 5 миллионов человек в обе стороны, говорит начальник следственного отдела Управления полиции Южной Карелии Олле Аалто. По раскрытым нарушениям возбуждают ни много ни мало 6 тысяч дел. Правда, нарушения, по словам Аалто, в основном, мелкие.

Замруководителя отдела по борьбе с преступностью управления полиции Южной Карелии (так называется эта область Финляндии) капитан Томми Титтанна рассказал РИА Новости, что на границе в год изымают примерно 600 кг гашиша. Но не гашиш беспокоит финнов больше всего. И даже не героин.

Казалось бы, Россию накрыл идущий из стран Средней Азии наркотический вал. Но, как ни странно, финнов на российско-финской границе больше беспокоит не афганские  наркотики природного происхождения, а российские, химического происхождения - в частности, амфетамин,  химический аналог адреналина, вызывающий в организме приступ энергии и эйфории.

Российские (особенно славится этим интеллигентный Питер, богатый на сведущие в химии умы) и эстонские умельцы в последние годы построили десятки подпольных лабораторий, производящий амфетамин. По последним данным, наркотики хотя бы раз в жизни пробовали около 15 процентов финнов старше 15 лет. И самым распространенным  является именно амфетамин.

Еще один популярный "товар" из России и Прибалтики - субутекс, заместитель опиатов. Когда-то субутекс назначали как заменяющий препарат при лечении зависимости от героина. И вот теперь он сам стал применяться в качестве зелья.

Профилактика наркомании в странах Европы >>

Заметная часть производимого в республиках бывшего СССР продукта предназначена именно для богатого европейского рынка. В Евросоюз же наркотик попадает либо через российско-финскую границу, либо через Эстонию - а граница между Финляндией и прибалтийскими республиками бывшего Советского Союза совсем прозрачная.

Чем и попытался воспользоваться наш знакомый Антон из тюрьмы Вантаа Ванкила.

Местная журналистка Сюзанна Рейнбоф, которая освещает проблему наркотиков и наркомании уже давно, помнит, как обстояли дела раньше: "После краха СССР мы получили наркотрафик из Эстонии и России. В советское время, конечно, был "железный занавес". По ее словам, после развала так называемого Восточного блока поток наркотиков Финляндию буквально захлестнул.

"Россия - страна большая, и российские наркополицейские, судя по всему, работают хорошо - "тянуть" через всю Россию героин невыгодно и для наркоторговцев опасно, - говорит Яаркко Сипилла, автор детективов и журналист одной из хельсинских газет, где он пишет на темы криминала и правосудия. - В Финляндию героин попадает скорее с запада - из Голландии, где легкие наркотики можно купить легально, а "тяжелые" очень доступны".

Еще один путь героина в Финляндию - через Иран, Турцию и Балканы.  Оттуда он расползается уже по всей Европе.

Задумчивый диалог Москва - Хельсинки

"В городе Коувола был такой случай... Молодой полицейский хвастается своему пожилому коллеге: а я знаю не только финский, но и английский язык, и русский, - рассказывает свой любимый анекдот суперинтендант Департаменента международных отношений Национальной полиции Терхо Райялла.. - Старый полицейский молча выслушал хвастливого напарника. А потом они увидели туриста, который с картой в руках пытался разобраться на местности".

Заметив полицейских, турист подошел к ним. Старший полицейский говорит молодому: смотри, что сейчас будет, и ни во что не вмешивайся. "Помогите сориентироваться", - попросил гость Коуволы полисменов на русском. Но старший его не понимает, а младший молчит. Тогда турист обращается к ним на шведском, но служители закона снова молчат. Он переспрашивает то же самое на английском - и вновь безрезультатно. Турист наконец плюнул и ушел.

"Вот видишь, - говорит старый служака молодому полиглоту. - Этот господин знает целых четыре языка, но это ему не помогло!" - под общий смех заканчивает свой рассказ Терхо Райялла.

Этот анекдот как нельзя лучше иллюстрирует отсутствие диалога между российскими и финскими наркоборцами, которые, казалось бы, находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки - через "колючку".

Прямое сотрудничество между финскими наркоборцами и их коллегами из России, говорит Терхо Райялла, могло бы заметно улучшить картину с поимкой контрабандистов наркотиков. Но сейчас, по его оценке, сотрудничество и даже простой обмен информацией слабые.

Допустим, если финны ловят наркокурьера из России, да еще с большой партией, было бы логично выяснить его связи внутри России: где брал и у кого. Но самим финнам это не особо нужно, а в Россию такую информацию попросту отправить некому.

"Обмен информацией идет через Москву и Хельсинки - наши местные таможенники с вашими напрямую не контактируют", - признает Терхо Райялла. Запрос же проходит через столичных чиновников (наших и финских), далеких от "земли" и переживаний оперативников. В результате запрос может идти два месяца, и не факт, что на него ответят больше, чем отпиской.

Впрочем, это характерно не только для отношений России и стран Евросоюза, но и для более "братских" стран - например, для России и Казахстана, с которыми мы теперь еще и входим в Таможенный союз и ЕврАзЭС. "Я был в Челябинске, общался с вашими наркополицейскими, - говорит Терхо. - У них те же проблемы - рабочие связи с соседними областями Казахстана возможны только через Москву и Астану".

"Или, допустим, надо в оперативных целях визу получить - это трудно и для наших, и для ваших. Получаем наравне с обычными гражданами - сами понимаете, сколько это занимает", - говорит Райялла.

Уровень доступности наркотиков в России и Европе >>

Впрочем, есть и примеры удачных совместных расследований, но они скорее образцово-показательные и только демонстрируют, как прекрасно это могло бы работать совместно. Например, параллельное расследование наших и финских наркоборцов, которое велось одновременно все в той же Коуволе из анекдота и в Петербурге, позволило ликвидировать канал по поставке амфетаминов из России. В цепочке было задействовано несколько человек: производители, перевозчики, сбыт. В Финляндии курьеров поймали с килограммом амфетаминов (это крупная партия), в Питере одновременно взяли  производителей.

А в 2005 году совместными усилиями финны и русские задержали крупную партию, 50 кг, героина, который тоже везли через Россию и Финляндию - конечная точка была где-то в Европе. Впрочем, тогда поймали только одного человека - который эту партию и привез.

Потом выяснилось, что в Россию героин попал из Ирана - через Каспийское море. Для России такая партия - не из ряда вон, у нас на границе ловят и по 150, и по 200 кг - сказывается близость Средней Азии. В Финляндии же такое событие  вспоминают годами.

Байкерская мафия

По данным руководителя финской полиции Микко Паатеро, в связи с наркотиками в Финляндии ежегодно  совершается примерно 1000 преступлений большой тяжести и 10 000 мелких преступлений.

Микко, улыбчивый человек с легкомысленной наклейкой Angry Birds на сотовом телефоне (игру Angry Birds придумали в Финляндии, и все финны этим фактом страшно гордятся), рассказывает, что больше всего финским полицейским досаждают байкерские клубы. Это самая настоящая организованная преступность, описанная, например, в трилогии шведа Стига Ларрсона "Девушка с татуировкой дракона" (такие банды есть не только у финнов, но и у их соседей). Конечно, есть и добропорядочные байкеры, считающие  мотоцикл стилем жизни. Но есть и те, кто приходит в эти клубы для нелегального бизнеса.

Именно байкерская мафия контролирует распространение значительной части поступающих в страну наркотиков, говорит глава финской полиции. Они же "крышуют" проституцию и рэкет. В последние годы, говорит Паатеро,  байкеры пытаются "выйти из тени" и перейти к легальному бизнесу. Например, многие из них теперь зарегистрированы как коллекторские агентства - могут приехать к вам выбивать долги.

Списочный состав и названия таких клубов, по данным полиции, постоянно меняются. Сейчас среди них три крупных группировки. "Элита преступного мира" - так незамысловато называется одна из них. "Летающие мыши" и "United Brotherhood" - еще две. Всего в них состоят около тысячи бандитов.

"Просто приехал на рыбалку"

Работающие "в поле" финские полицейские рассказали РИА Новости,  что самое распространенное преступление, связанное с наркотиками - употребление. Прежде всего - гашиш. Задержанному с наркотиками молодому человеку полицейский имеет право выписать штраф прямо на месте - несмотря на объявленную в стране "нулевую терпимость" к наркотикам, пойманного даже не забирают в участок.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала