Аналитика и комментарии

Аржанова: при выборе вуза важно понимать - какой сильнее и в чем

Добавить комментарий

10:42 26/10/2012

В 2012 году многие российские вузы улучшили свои позиции в авторитетных международных рейтингах, однако занять место в первой сотне ведущих университетов мира пока не удается даже лидерам. По мнению многих экспертов, в силу отечественной специфики высшего образования в России нужна собственная методология оценки. О подходах к рейтингованию и ранжированию вузов рассказала в интервью РИА Новости исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова.

- Ирина Вадимовна, у российских вузов есть шанс догнать и перегнать Америку и Европу в международных рейтингах?

- Трудно говорить насчет «перегнать», но возможность быть более полно представленными в некоторых рейтингах в первых сотнях, думаю, есть. Более того, поставлена государственная задача - быть представленными в глобальных рейтингах. Нужно только понимать, как приступить к ее решению. Путей два, причем не исключающих, а дополняющих друг друга: системная поддержка вузов-лидеров, которые являются сопоставимыми с уровнем зарубежных университетов, уже представленных в этих рейтингах, и концентрация внимания именно на тех индикаторах, которые используются в глобальных рейтингах. Прежде всего, это такие индикаторы, как привлечение средств на исследования, международная публикационная активность, выдающиеся исследователи, привлечение иностранных студентов и иностранных преподавателей.

- Почему один и тот же вуз занимает в разных рейтингах разные позиции?

- Каждый рейтинг «заточен» под конкретную целевую аудиторию или конкретные задачи. Одни ориентированы на людей, принимающих управленческие решения: их интересует эффективность работы университетов. Другим в большей степени интересна научная деятельность. Есть рейтинги, помогающие абитуриенту понять, в какой вуз идти, какой выбрать. И это будут совсем другие индикаторы - вступительный балл, трудоустройство выпускников, или, например, есть ли общежитие. Рейтингов должно быть много, и составляться они могут разными профессиональными или общественными организациями, которые ориентированы на разных потребителей и на разные стороны деятельности вузов.

- Как же составлять рейтинг, если все настолько по-разному?

- В общем, подход один - выбор индикаторов, сбор данных, их обработка, включая применение различных «весов» для разных индикаторов в зависимости от целей рейтингования, ну и выстраивание всех участников по итоговым значениям. А вот какие индикаторы выбираются, как они считаются, какие «веса» применяют - это все то, что определяет необходимость иметь разные рейтинги под разные цели.

Мне кажется, что даже в российской высшей школе не очень целесообразно выстраивать единый рейтинг «про всё». Все-таки наши университеты очень разные - по своим миссиям, по своим возможностям, и сравнивать всех в едином формате нельзя. Уже сегодня есть группа ведущих университетов, есть вузы менее масштабные, у которых меньше ресурсов, но они выполняют свои важнейшие задачи в регионах. К оценке их деятельности подход может быть разным. И это то, что мы сейчас отрабатываем в рамках проекта по заказу министерства образования и науки России: разработать методологию, которая позволит отранжировать университеты по группам и сравнивать сопоставимые вузы между собой. Такая информация будет более объективна и полезна.

- Кому?

- Во-первых, заказчику этой работы - Минобрнауки России, - для того чтобы использовать возможность объективного ранжирования вузов и их различной оценки. Во-вторых - руководителям вузов, которые могут использовать результаты нашей работы для того, чтобы оценить позиции своего вуза в кругу похожих вузов, понять, кто лучше, почему и какие решения нужно принимать для своего развития.

Но мы в рамках выполнения проекта обсуждали наши подходы с еще несколькими целевыми группами: студентами, службами занятости и HR-службами компаний, преподавателями вузов. Потенциально ранжирование вузов будет полезно и для них.

- А абитуриенты и их родители?

- Возможно, что в будущем - и они тоже. Ведь всем понятно, что учиться в МГУ - это здорово и это самый известный наш университет, даже если не заглядывать в рейтинги. Но когда нужно выбирать между несколькими похожими вузами, не такими известными, конечно, лучше опираться на объективную информацию - кто сильнее и в чем. Поэтому в идеале в дальнейшем нам надо как-то учитывать не только характеристику вуза в целом, но и по направлениям обучения или по областям знаний. Но это чуть позже.

- А что уже сделано?

- Мы проанализировали национальные, зарубежные и глобальные рейтинги - всего около сорока. Провели консультации с российскими экспертами и международными экспертами из группы по аккредитации рейтингов (IREG). В результате сформирован перечень индикаторов, которые отражают основные направления деятельности университетов, включая такое важное направление, как «взаимодействие с регионом», потому что в нашей высшей школе очень много региональных вузов, которые являются важными системообразующими элементами регионов и даже факторами стабильности в них.

- Итак, вы разработали методологический подход к рейтингованию. А что дальше?

- Все-таки не к рейтингованию, а к ранжированию. Хотя разработанную методологию можно использовать и для сплошного рейтинга, просто он не будет показательным. Недавно мы завершили апробацию, в которой принимали участие 103 российских вуза. При анализе данных мы уделяли специальное внимание тем вузам, которые получили дополнительное финансирование государства - в рамках поддержки ведущих вузов и программ стратегического развития, а также тем, кто такой целевой поддержки не получил. В конце сентября мы представили результаты нашей апробации.

- Поделитесь ими и с нами.

- Во-первых, сразу скажу, что мы не называли конкретные вузы, потому что задачей апробации было не выстраивание рейтинга вузов, а методология. Вот какие общие выводы мы все-таки смогли сделать: у всех наших вузов есть проблемы с развитием международной деятельности, включая группу ведущих университетов. Причем речь идет не просто об активности сотрудничества с зарубежными партнерами, а о конкретных индикаторах - доля иностранных студентов, международная публикационная активность, количество привлеченных зарубежных исследователей и так далее. По науке, конечно, лидерство за национальными исследовательскими университетами, хотя даже в этой группе есть аутсайдеры и им «на пятки» наступают вузы, не имеющие такого статуса. Еще один очевидный результат: вузы, получающие значительную государственную поддержку, «проваливаются» по значениям индикаторов, связанных с трансфером знаний и взаимодействием с регионом. А те вузы, которые не располагают большой государственной поддержкой, вынуждены быть активными как раз в этих направлениях.

- Как тот или иной вуз может воспользоваться результатами?

- Каждому вузу - участнику апробации мы предоставили «картинку» того, где он находится в целом среди 103 вузов и в «своей» группе. Посмотрев, где конкретный вуз находится, его руководство и сотрудники сразу видят свои «сильные» и «слабые» стороны. А это уже информация для последующего принятия решений - какие у вуза приоритеты, куда надо вкладывать ресурсы, чему больше уделять внимания. Потом, если методология будет принята, то информация по вузам может стать открытой, и тогда можно будет смотреть - кто в чем силен и к кому нужно ехать за опытом.

Беседовала Ирина Зубкова



Получить код
РИА Новости
Аржанова: при выборе вуза важно понимать - какой сильнее и в чем

Аржанова: при выборе вуза важно понимать - какой сильнее и в чем

10:42  26/10/2012   В 2012 году многие российские вузы улучшили свои позиции в авторитетных международных рейтингах, однако занять место в первой сотне ведущих университетов мира пока не удается даже лидерам. По мнению многих экспертов, в силу отечественной специфики высшего образования в России нужна собственная методология оценки. О подходах к рейтингованию и ранжированию вузов рассказала в интервью РИА Новости исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова. >>

Код для фотографии:

© 

Код для фотографии:

© 

все поля обязательны для заполнения


Пригласить друзей
Добавить комментарий
Авторизация

      партнеры



      Аналитика и комментарии: мультимедиа

      партнеры


      Загружается, подождите...

      Актуальные сюжеты

      • Делитесь с друзьями в Facebook информацией о том, что вы читали и смотрели на ria.ru!

        Авторизируйтесь, чтобы начать

      • Настройки

        Вы вошли с помощью Facebook

        Ваша активность




      партнеры