Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Очередной российский космический старт закончился неудачей. В Сибири рухнул спутник связи типа "Меридиан", выводившийся с космодрома Плесецк. Руководство российской космонавтики публично признало, что отрасль находится в кризисе.
"Год Космоса" (а именно им был официально провозглашен 2011 год) в России никак не завершится. Начавшись досрочно, падением трех спутников ГЛОНАСС в Тихий океане в декабре 2010 года, череда ракетно-космических "успехов" тянется с гнетущим постоянством.
В сущности, перед нами – шестой неудачный старт за этот год: перед этим были упомянутые ГЛОНАССы, "Гео-ИК2", "Экспресс-АМ4", "Прогресс-М12М" и, наконец, "Фобос-Грунт", строго говоря, стартовавший успешно, но не отработавший маневр между орбитами.
Он упал
Отечественных уфологов снабдили свежим запасом вполне приличного видеоконтента для псевдодокументального кино. Интернет-форумы уже пестрят любительскими съемками – вполне характерный "НЛО" видели многие в темном вечернем небе над Уралом и в Западной Сибири. Судя по сообщениям, горизонтально летевшую ракету было видно аж из Новосибирска.
Там же, в Новосибирской области, аппарат, судя по всему, и "приземлился". Сообщается, что в поселке Вагайцево его обломок пробил крышу дома, стоящего на улице Космонавтов.
Спутник типа "Меридиан" относится к аппаратам связи двойного назначения и предназначен для работы в ЕССС-2 ("Единой системе спутниковой связи второго этапа") – помехозащищенной и засекреченной системе связи, используемой военными, а также целым рядом других ведомств.
Это была попытка отправить на орбиту пятый аппарат типа "Меридиан", причем вторая нештатная. Два первых спутника (в 2006 и 2009 годах) тоже отработали негладко. "Меридиан-1" вывели нормально, однако потом потеряли из-за разгерметизации, а "Меридиан-2" втолкнули на нерабочую орбиту, что исключило его использование по основному назначению (в составе ЕССС-2).
Третий и четвертый "Меридианы" встали на рабочие орбиты успешно. С пятым ситуация оказалась хуже, чем с первыми двумя: дело не дошло даже до вывода на штатные орбиты – "ограничились" отказом третьей ступени ракеты носителя "Союз-2" и падением.
Что еще нужно проверить?
Пока нет основательных данных о характере аварии. Поначалу принялись грешить на разгонный блок "Фрегат", но потом выяснилось, что все куда проще и печальнее.
Дело до "Фрегата" даже не дошло: отказ произошел еще на этапе работы маршевых двигателей третьей ступени носителя. То же самое произошло в августе, когда на Алтае рухнул космический грузовик "Прогресс-М12М". В этот раз, правда, двигатели проработали несколько больше.
В тот раз причиной аварии был назван "случайный производственный дефект", по мнению комиссии, приведший к "засорению тракта подачи топлива в газогенераторе двигателя III ступени".
После августовской аварии двигатели всех имевшихся в распоряжении Роскосмоса третьих ступеней "Союзов" были еще раз перепроверены. В связи с этим даже были отложены пилотируемые пуски к МКС, а также долгожданный старт "Союза-СТ" с космодрома Куру во французской Гвиане.
Теперь мор напал на другие двигатели. Если в истории с "Союзом-У", уронившим "Прогресс-М12М" в алтайские чащобы, провинился старый знакомец РД-0110 (серийно выпускается с 1967 года), то теперь не оправдал оказанного ему доверия РД-0124. Это относительно новый (запущен в разработку чуть менее 20 лет назад) двигатель, который как раз и предназначался для замены РД-0110. Пятничный старт стал для него всего лишь восьмым в карьере.
Оргвыводы-штрих
Судя по творящемуся на наших глазах, дело уже давно не в засорившихся трактах, а в чем-то куда более серьезном и неприятном. Руководство Роскосмоса, оперативно реагируя на возникшую ситуацию с "Меридианом", тоже так считает.
Глава ведомства Владимир Поповкин дал интервью СМИ в королевском Центре управления полетами, поделившись своими первыми ощущениями от происходящего. "Отрасль находится в кризисе. Надо искать выход из этой ситуации, необходимо больше доверять молодежи. Наверное, наступило то время, когда нужно сменить ряд руководителей", – сообщил Поповкин прессе.
Глава Роскосмоса отметил, что в отрасли в основном работают люди, которым исполнилось больше шестидесяти лет, и те, кому не исполнилось еще и тридцати. "Среднего поколения практически нет, и эту ситуацию надо менять", – сделал выводы Поповкин.
Читая эти слова, невольно испытываешь чувство deja vu. Все то же самое руководители отрасли уже говорили несколько месяцев назад – после аварий "Экспресс-АМ4" и "Прогресса-М12М".
Владимир Поповкин, выступая осенью перед Думой, сетовал на разрыв в возрастной линейке кадров, на отсутствие крепких спецов среднего звена. А его первый зам Виталий Давыдов анонсировал жесткие организационные меры по отношению к лицам, виновным в халатностях и прочем выявленном непотребстве на рабочем месте.
Но пока что это шаманское камлание результата не приносит – ракеты с завидной регулярностью продолжают падать. Хотя у военных ракетостроителей дела пошли на лад – в пятницу удался залповый пуск "Булавы" с крейсера "Дмитрий Донской", и это значит, что ракета уже может быть официально принята на вооружение еще до конца года.
Драконовские меры контроля качества у военных худо-бедно дали положительный выход – дадут и "на гражданке". Может быть, следует сказать "спасибо" и уходящему Году Космоса – за то, что теперь проблемы космонавтики как отрасли стало уже совершенно невозможно игнорировать дальше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции